Рынок труда: «Я б в рабочие пошел!…»
Победителей приоритетного национального проекта «Образование» по такому направлению, как поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учебных учреждениях, внедряющих инновационные программы, в области прибавилось. Одним из них стал ростовский профессиональный лицей № 3. В реализацию его проекта будут вложены 60 миллионов, из которых семь миллионов предоставит областной бюджет. На три миллиона оборудования предоставил Ростовский комбайновый завод «Ростсельмаш», 500 тысяч рублей – это собственные средства лицея.
Сам лицей в прошлом году отметил свое 65-летие. «Мы готовим кадры для всех заводов и производств. Но главный наш партнер – Ростовский комбайновый завод «Ростсельмаш». Основной наш профиль – металлообработка, так что выпускаем слесарей, фрезеровщиков, токарей, слесарей, сварщиков, — рассказал «Молоту» директор лицея Игорь Грибов.
Так каковы те системные изменения в подготовке рабочих кадров, которые предполагается произвести?
А заключаются они в следующем: современное оборудование требует специалистов соответствующей подготовки. «Для начала, — говорит Игорь Васильевич, — мы должны оснастить наши производственные мастерские таким оборудованием, которое есть на Ростсельмаше и на котором они будут работать по окончанию училища. Возможно, будут такие станки, которых еще и нет у завода-партнера. Но главное – на базе мастерских предполагается создать замкнутый производственный цикл. В нем учащиеся, помимо того, что они приобретают навыки работы на современных станках, узнают весь производственный процесс: от того, откуда к нему, рабочему, пришла заготовка – в итоге, куда отправилась сделанная им деталь. Более того, нашим ученикам будет предложено поучаствовать во всех звеньях производственного процесса».
Мы познакомились со станочниками первого года обучения — группой № 12, которую опекает мастер производственного обучения Валентина Федоровна Путилина. Удивил тот факт, что есть здесь и особы женского пола. Анна Хаянян пришла в лицей после девятого класса средней школы. На вопрос: «Почему?», она, нимало не смущаясь, говорит о своей любви к технике. И видно, что не лукавит, что действительно интересно этой хрупкой девочке в берете (техника безопасности – превыше всего!) делать своими руками детали, которые потом понадобятся в процессе создания машин. И что ее устраивает эта профессия. Как устраивает профессия станочника-универсала и Романа Андреевича, и Эльдара Александровича, и Александра Леонтьевича – так по-взрослому представлялись ребята из группы № 12. И было видно, что уважение их к самим себе основано на том выборе, который они сделали в своей жизни, поступив сюда – в лицей.
Еще бы им не уважать себя?! Все станки, на которых они будут работать – и токарный, и фрезерный, и сверлильный, и шлифовальный, и другие – все они сегодня с ЧПУ. «Мы такие и приобретем для наших мастерских, — сказал «Молоту» мастер производственного обучения по работе на станках с программно-числовым управлением Сергей Степанов.
Но не только своими мастерскими славен этот лицей. Здесь с 1980 года работает музей истории профессионального образования на Дону, которому в 1991 года присвоен статус филиала Центрального музея профессионального технического образования. То есть, не просто с профессиональным мастерством в руках покинут училище его воспитанники, но и пополнив знания о своем крае. И не только: первое, о чем узнают посетители музея, так это о том, что система профессионального образования в России, как и многое в нашей стране, берет начало от Петра Великого, который и сам десяток рабочих профессий освоил. А, зная о таком предшественнике, как не гордиться, что и сам многое в жизни можешь сделать своими руками – руками рабочего человека.