100 мест: Портрет артиста на фоне театра
На могиле народного артиста РСФСР Григория Леондора (1894-1959) на Братском кладбище в Ростове-на-Дону в 1961 году появился бюст мастера. Однако мало кто знает, что на фасаде памятника федерального значения – здания Ростовского академического театра драмы имени М.Горького сам артист запечатлен гораздо раньше.
Первое, что замечаешь, бросая взгляд на фасад театра – знаменитые горельефы скульптора Сергея Королькова — «Железный поток» и «Гибель Вандеи». Эти выдающиеся композиции включены ЮНЕСКО в число 20 лучших скульптурных работ ХХ века. Нашу область в годы гражданской войны называли «Донской Вандеей» по имени французской провинции, не подчинившейся новым правителям страны. На правом барельефе изображены сопротивляющиеся «железному потоку» матросов и красноармейцев ее представители. Крайняя фигура слева — офицер Добровольческой армии, которого молодой тогда скульптор лепил с Григория Евсеевича Леондора, с 1932 года – артиста и режиссера театра.
Как известно, театр был открыт 29 ноября 1935 года спектаклем по роману Дмитрия Фурманова «Мятеж». Чуть позже в труппу театра, получившего имя великого пролетарского писателя, вольется студия Юрия Завадского. Но и тогда – среди лучших актеров своего времени! – Григорий Евсеевич не затерялся. Его творчеству были присущи добродушный, мягкий юмор и жестокий сарказм, водевильная легкость и тяжёлые, грубые бытовые краски, преувеличенно-резкие интонации и мягкая пластика. С большой теплотой и сочувствием Леондор играл «маленьких» людей, смешных и чудаковатых, раскрывая, как рождается в этих «незаметных» героях протест против унижения человеческого достоинства.
В трудные послевоенные годы (1945-1949), когда труппа Завадского вернулась в Москву, Григорий Евсеевич был художественным руководителем театра. Знаменитые горельефы, чудом уцелев при четырех штурмах города в Великую Отечественную, до сих пор украшают фасад театра.