Художник из Минска Анатолий Кузнецов дал урок беспредметной живописи молодым ростовским художникам
Он состоялся в Ростовском музее современного изобразительного искусства, где проходит его выставка «Без предмета».
Сначала – о самой выставке. Можно сколь угодно ворчать о том, что, мол «все мы это уже проходили в 70-е», что беспредметная живопись уже не актуальна, но! Ведь «каждый пишет «как он дышит». А Анатолий Кузнецов, по собственному признанию, имеет очень крепкую академическую школу, и до 1979 года создавал свои произведения в реалистической манере. Но потом понял: стал он повторяться и в темах, и в колористике.
Так пришел мастер к беспредметной живописи, сделав предметом своих поисков – пространство.
Как пишет о его творчестве искусствовед Светлана Ольмезова, в своих работах он демонстрирует активное принятие окружающего мира, осмысленного в системе собственных художественных координат. А зритель добавит к словам знатока: «Его композиции радостны и светлы по настроению». Так что кто хочет в морозные и пасмурные январские дни получить заряд жизненной энергии, милости просим в РМСИИ.
Мастер-класс автор этих работ дал по предложению музея. Поучиться у мастера пришли и студенты художественного училища имени М.Б.Грекова. и те, кто только хочет туда поступить, и вполне зрелые молодые ростовские художники. Не меньше было и «наблюдателей» урока, среди которых замечены донские мастера живописи старшего поколения.
На вопрос, что ждете от участия в мастер-классе, выпускница училища Анжелика Шуст ответила: «На манеру мастера посмотреть – себя показать», Она призналась, что сама работает в реалистической манере, но интересуется разными течениями в живописи. А Иван Поляков только собирается поступать в училище. Он – давний посетитель абонемента музея и пришел по приглашению Марины Приходько, его директора. Кстати, далеко не все отозвались на призыв поучиться: нашлись и такие, которые сказали: мол, им учиться уже нечему…
Так чему же можно было научиться, побывав на этом мастер-классе? Оказалось – поиску пути к внутренней свободе. Мастер с этого и начал урок, включив музыку Баха в современной обработке. «Попробуйте почувствовать, как звуковой ряд организует пространство, — предложил он собравшимся. – Поиграйте в ритме музыки с цветовыми пятнами на поверхности. Я буду пробовать вместе с вами. Импровизация может не получиться, но попытайтесь найти это внутреннее согласие с музыкой».
И Анатолий Васильевич действительно не подходил ни к одному этюднику, что-то правя в появляющихся композициях цветовых пятен. А они появлялись, настолько различные у всех! И интересно было смотреть, как рука мастера движется в ритме самого Баха, демонстрируя внутреннее согласие с творением великого композитора. Может быть, ради только этого и стоило прийти на этот мастер-класс – увидеть по-настоящему свободного человека.