В Шахтах Михаил Изюмский поставил «Скамейку» Александра Гельмана
Премьера была сыграна в бенефис двух актеров — заслуженной артистки России Елизаветы Добринской и Александра Качалова.
В свое время эта «пьеса на двоих» обошла все театры страны и игралась с большим успехом. Этот успех понятен — прекрасное выстроенное действие, две отличные роли для актеров среднего возраста. Да и тема говорит сама за себя: выяснение отношений мужчины и женщины были не интересны публике.
На сцене двое — Он и Она. Он и в публике выискивает «жертву на ночь», предлагая помощь в проводах до дома. Ее, естественно, дома. И тут его подзывает Она. Его действия стандартны — моя хорошая, пойдем к тебе домой. И тут — первый неожиданный поворот действия: они, оказывается, уже встречались: были и проводы домой, была и «ночь любви», после которой он быстро исчез, естественно, пообещав вернуться. И это только первая неожиданность, которая ожидает зрителя, казалось, в привычном ходе действия. Сколько их будет, пока в финале она не опустит в его карман ключ от своей квартиры. А он уйдет, ничего ей не пообещав.
К сожалению, именно кажущаяся простота пьесы сыграла с режиссером и актерами злую шутку. Вот уж что должно быть выстроено железно — так это подобная пьеса на двоих. Но именно этой выстроенности, то есть, четкого и ясного представления о том, как меняются персонажи после узнавания новой информации друг о друге, в спектакле-то и нет. Все ровно, гладко, и только обаяние прекрасной драматургии спасает положение.
Художник Зураб Мачитадзе придумал простое оформление, которое не мешало воспринимать действие. Он окружил обычную садовую скамейку черным полотном с нарисованными окнами домов, сделав, таким образом, встречу в укромном уголке парка просматриваемым «лобным» местом. Что сейчас довольно актуально: пьеса, написанная десятилетия назад, возвращает нас к проблемам личным отношений, которые, как оказалось, не принадлежат определенному времени, а вечны.