В Ростове-на-Дону прошла дискуссия о роли гражданского общества в борьбе с коррупцией
Научно-практическую конференцию «Антикоррупционная составляющая социального управления: роль государства и гражданского общества» 24 ноября провели Донской госуниверситет и администрация Ростовской области.
В рамках конференции работали два круглых стола, из которых корреспондент «Кавказского узла» выбрала тот, где собрали члены общественных организаций и объединений.
Дискуссия была бурной. Для начала завсектором по реализации некоммерческих организаций комитета по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям Алексей Сухов напомнил собравшимся про статью 7 ФЗ № 273 от 25.12.2008 ″ противодействии коррупции«, предложив направления деятельности гражданского сектора в противодействии коррупции: а это формирование антикоррупционного сознания и общественная экспертиза проектов нормативно-правовых актов.
По словам Алексея Артамонова, замруководителя управления Минюста РФ по Ростовской области, из 4625 НКО в Ростовской области борьба с коррупцией обозначена как вид деятельности лишь у четырех. Но и с теми перед конференцией связаться не удалось. Он призвал членов НКО не брать на себя роль правоохранительных органов, но сохранить инициативу борьбы с коррупцией «снизу». У каждого челна общества — своя роль. 17 свидетельств выданы управлением специалистам по антикоррупционной экспертизе (к их-то мнению законодатели обязаны прислушиваться!), а работает лишь один из ТПП Ростовской области.
Николая Судоргина, председателя фонда «Танаис» интересовало, как проводить экспертизу законопроекта на предмет наличия коррупционной составляющей, если сам текст закона весьма и весьма витьеват?
Андрея Батрименко из региональной организации «Молодая гвардия Единой России» волновал вопрос, не будут ли резкие меры по борьбе с коррупцией расшатывать общество? Каждый ее, конечно, порицает, но как насчет барьера ей в себе самом?
Казачьему атаману города Шахты сегодня стыдно смотреть в глаза воспитанникам кадетского корпуса, так как с коррупцией он столкнулся, что называется, лицом к лицу. И — где? Кадеты сдали ЕГЭ, и по баллам прошли в одно из учебных учреждений ФСБ. А там говорят — для поступления нужно заплатить определенную сумму.
Атаман таганрогского округа Шепеленко Алексей понимает создание казачьих народных дружин как помощь тем органам, которые не справляются со своими обязанностями. По его словам, их деятельность поддержана задолго до выхода областного закона о ДНД. Городская дума приняла программу поддержки казачьих обществ.
Владимир Кочура, начальник правового управления ТПП Ростовской области, обратил внимание всех собравшихся на слова резолюции. «…В результате обогащение отдельных лиц ведет к стагнации экономики страны». Сколько же нужно этих отдельных лиц и каких, чтобы экономика такой страны, как России, зашла в тупик? Он предложил бороться не с отдельными лицами, а с системой, которая их порождает.
Ирина Мардарь, председатель ассоциации женщин-журналистов «Аксинья» также обратилась к проекту резолюции. Там много раз повторяется про участие НКО в антикоррупционной экспертизе. Но кто ее сумеет грамотно провести? Необходима учеба руководителей НКО на сей предмет. Более того, необходимо уважать те НКО, которые в ней участвуют. Ведь к областному законопроекту о коррупции были поданы всего два замечания — от ассоциации журналистов «Аксинья» из Новочеркасска и из парусной академии Таганрога (Владимир Назаренко).
Как считает Светлана Пахомова, руководитель общественной организации «Поколение Lex», крайне необходимы общественные приемные и юридические клиники, которые консультировали бы людей на предмет антикоррупционного поведения.
Директор Центра внесудебного разрешения споров общественной организации «Гражданское согласие» Михаил Бобышев говорил о разработках противодействия коррупции на муниципальном уровне. «Мы готовы взять „пилотный“ район и привести все муниципальные правовые акты в соответствие с федеральным законодательством», — заявил Михаил. — Ведь не секрет: около 80 таких актов не соответствуют законам страны». Центр разработал и учебное пособие для старшеклассников, которое поспособствует формированию антикоррупционного сознания. Сами муниципалитеты должны быть заинтересованы в этом: ведь инвесторы отслеживают уровень коррупции в регионах.
Елена Елисеева, благотворительный фонд «Центр детства» считает, что нужно менять психологию чиновников. Но это практически бесполезно. Вот прописана кем-то наверху роль НКО в борьбе с коррупцией. Вот их и тянут сюда. Но плетью обуха не переломишь.
Итоги конференции были подведены в поправленной резолюции. Завершая ее, Сергей Кулик, руководитель аппарата комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области заявил, что в перспективе издание сборника нормативных актов по борьбе с коррупцией, подведение конкурса «Чистые руки» и в конце декабря — подведение итогов конкурса журналистов, пишущих на тему борьбы с коррупцией.