Тайны Свинячьего озера
Археологические раскопки у поселка Овощной в Азовском районе на месте будущей дороги Ростов-Азов еще не закончены, но уже можно говорить о ряде сенсационных находок.
Исследуемое Донским археологическим обществом (входит в НК «Южархеология») поселение возле поселка Овощного получило название того водоема, возле которого и находится — Свинячье озеро. Это низкая пойма Дона, где много таких озерцов и болотцев. Само поселение находится на бывшем острове, который с одной стороны ограничен речкой Кагальник, с другой — мелкими протоками Дона, уже пересохшими.
Шли и селились сюда люди с давних пор — начиная с второго тысячелетия до нашей эры и заканчивая временами осады Азова Петром Первым. И находки соответствуют всем периодам истории, заключенным в это почти четырехтысячелетие.
Прежде всего, сказали археологи, здесь очень много костей домашних животных, что говорит об использовании бывшего острова в качестве пастбища во все времена. И первому по исчислению периоду времени соответствует находка… прямо «к столу» сочинской Олимпиады. Научный сотрудник Донского археологического общества Вера Ларенок демонстрирует найденные коньки, сделанные из… костей лошади. В этих костях просверливали отверстия, в которые продевали кожаные шнурки и привязывали ими коньки к обуви. На этих коньках передвигаться нужно было, как на лыжах, то есть, в руках конькобежец должен был держать две палки и ими отталкиваться от поверхности льда. Подобные коньки, существовавшие до начала позднего средневековья, находят по всей Европе. В Ростовской области это первая и пока единственная находка.
Найдены на Свинячьем озере и наконечники стрел — как кремневые, так и бронзовые. Кремневые представляют собой обработанные сколы кремня, которые привязывались к стрелам. Они принадлежали народам катакомбной культуры (ХVIII-ХVII века до нашей эры). Найдены и бронзовые наконечники стрел, принадлежащие скифам. Причем найдены не в погребении, а просто на поверхности земли, возможно, оставшиеся после какой-нибудь охоты в четвертом веке до нашей эры.
Все-таки не зря поначалу игорная зона располагалась в этих местах! На городище найдены игральные кости, причем не один их набор! То есть, играли в азартные игры на азовском побережье немало народу. Эти «бабки» бараньих костей, судя по всему, лежали в мешочках, спрятанных в тайниках. После пожара жилища, как и сами мешочки, сгорели, а кости так и остались лежать вместе. В них есть отверстия, в которые заливали свинец для тяжести.
Одной из самых сенсационных находок можно считать верхнюю часть фигуры каменного воина с плоским круглым лицом и узкими глазами шестого века нашей эры. Это остатки материальной культуры булгар, кочевников, которые принесли её на Дон откуда-то с Алтая. Находок шестого века нашей эры в донских степях крайне мало. Подобных фигур известно лишь три, но они — из дореволюционных коллекций, и места, где они обнаружены, неизвестны — в отличие от этой находки.
При нанесении на план всех находок — фигуры воина, останков жертвенных животных и людей, принесенных в жертву — стало ясно, что здесь было святилище. Расколотая же фигура говорит о верованиях кочевых народов: они поклонялись предкам, которых изображали в виде каменных фигур. Чтобы уничтожить своего врага, нужно было не только убить воина, но и уничтожить вместилище души его прародителей, что и сделали нападавшие на это святилище.
Но еще более грандиозные открытия ожидают археологов впереди. В ходе работ был найден искусственно сделанный небольшой пруд времен Золотой Орды, а рядом -небольшие ямы, расположенные весьма регулярно. Это наводит на мысли, что рядом с водоемом был сад, а, стало быть, все это может оказаться — ни много, ни мало! — загородной резиденцией какого-нибудь высокопоставленного вельможи (рядом Азов — тогда город Азак). А если учесть, что правительство Золотой Орды переписывалось с правителями современных ему государств, то в архивах можно попытаться найти и имена проживавших в Азаке правителей.
— Культурные слои здесь занимают площадь гораздо больше уже раскопанного и находки могут быть еще более интересные, — тут Павел Ларенок, глава экспедиции, махнул рукой в сторону Дона. — Да только кто же даст средства, чтобы раскрыть все это?!…
Действительно, государство попросту бросило археологов один на один с памятниками: целевые средства на раскопки не выделяются уже давно. Спасательные экспедиции вроде той, что работает сейчас на Свинячьем озере, единственный вариант еще хоть как-то исследовать материальную культуру народов, которые когда-то жили на Дону.