Михаил Бушнов: «Только исповедальное искусство имеет право на существование!»

Народный артист СССР, лауреат Госпремии и национальной театральной премии «Золотая маска» Михаил Бушнов

Народный артист СССР, лауреат Госпремии и национальной театральной премии «Золотая маска» Михаил Бушнов

Разговаривать с народным артистом СССР, лауреатом Госпремии и национальной театральной премии «Золотая маска», профессором, 33 года возглавляющим Ростовское отделение СТД в эти дни было совершенно невозможно: телефонные звонки, вопросы заходящих людей, обсуждения гастрономических тонкостей. Словом, подготовка к предстоящему 90-летнему юбилею. Таких «ветеранов», как наше отделение СТД, по России – считанные единицы. Но беседа началась не с достижений за почти век, а с вопроса о … поклонниках: есть ли они сегодня у артиста и нужны ли они ему сегодня?

— Что это за артист, у которого нет поклонников?!

— И на служебном входе по-прежнему ожидают после спектакля?
— Ждут. А потом, встречая после спектакля, когда заходишь что-нибудь купить в магазин, говорят: «Ой, спасибо большое, вы так хорошо играли!» Такие встречи бывают везде – начиная с базара, магазинов, кабинетов руководителей администраций и так далее. Поклонники – радость и дыхание. Но для того, чтобы иметь их, надо хорошо играть. Делать это нелегко, потому что мы тратим на это много сил.

— А как насчет присказки, что бытует в ваших же артистических кругах: «Тяжела и неказиста жизнь российского артиста!»

— Смотря, с какой стороны посмотреть. Артист вообще – «закрытая коробочка».Он же никому не будет говорить о своих проблемах, но, имея материал, который ему дает драматургия, он может высказать то, что он думает по разным поводам. И если он вкладывает в то, что играет, свое личное, то зритель понимает, что перед ним обнажена душа. Только такое, исповедальное искусство, я думаю, имеет право на существование. Тогда зритель начинает любить не только созданный образ, но и человека-артиста. Истинные поклонники соединяют эти два понятия. Мои поклонники именно такие – начиная с 14-лет. Мне кажется, именно так мы и должны работать. В этом – один из смыслов репертуарного театра.

— СТД выступил на защиту такого явления, как упомянутый вами репертуарный театр, который Россия подарила миру и защищая его фактически от выбрасывания на улицу. Каково положение сейчас с ним в России? Этот вопрос я задаю не только председателю правления Ростовской организации СТД, но и одному из секретарей правления российского СТД.

— Помните, было предложение о сокращении количества театров? Ну что за театр, говорили сторонники таких радикальных мер, в каком-то Фурымурильске?! В нем ничего нет, он чахнет. Да закрыть его! Именно такое и повторяли на недавно прошедшем Всероссийском форуме «Театр. Время перемен». Я считаю, что город без театра – не город. Это поселок, село, станица, что угодно, но – не город. Как говорит обо всем этом Александр Александрович Калягин: «Ну, хорошо, сейчас этот театр в плохом состоянии. Мы его закроем. И люди вообще забудут, что у них был свой театр. А вдруг завтра там появится хороший руководитель, и театр заживет своей нормальной, так необходимой городу жизнью?!» Возьмите, к примеру, Новошахтинск. Там появился свой театр именно в тот момент, когда городу было очень плохо. И нам говорили несколько лет назад: «Шахтеры голодают, а вы театр открываете!» Но теперь мы слышим о том, что этот театр стал духовным центром города.

— А как вы относитесь к нынешней антрепризе как к одной из форм театра?
— Один спектакль из десяти там может быть хорошим. Это раньше актеры собирались и за две-три репетиции делали спектакль, так как они играли эти пьесы повсюду. Потом появилась режиссура, та самая профессия, которая у нас сейчас в провале. Никто не хочет руководить театрами. Режиссеры стали у нас перелетными птицами. Они ставят два-три спектакля в год, берут определенное количество валюты, обеспечивая себя на определенное количество времени. Положение ужасное, нужно работать с режиссерскими кадрами, да и актерскими, чем и занимается СТД.
Кстати, вы в курсе того, что у нас не хватает актеров?

— А куда же исчезают выпускники театральных вузов?
— Из актеров уходят – и потому, что не складываются их судьбы из-за отсутствия миграционных процессов из одного театра в другой, и из-за нищенской зарплаты. В разных театрах она разная, но в среднем где-то пять тысяч рублей. Не может актер получать менее десяти-двенадцати тысяч! А у нас молодые актеры получают две с половиной тысячи рублей, ну, максимум, три тысячи. Почему-то все говорят, что нужно повысить зарплату постовым, чтобы они не брали взятки, нужно повысить жалование чиновникам, чтобы они тоже не брали взяток. А артист не берет взяток по определению. Выход? Брать взятки за хорошую игру?! Так не берет, но и играет на три тысячи. И ничего ему на это сказать нельзя. А ведь у нас продукт творчества происходит из нас самих.

— Но вы тоже испытали трудности на своем пути? И не ушли же!
— Я – актер, и поэтому… Да что обо мне? Государство прекрасно знает, какое огромное значение имеет театр в духовной жизни. И мы все ждем, когда наше правительство скажет: «А давайте-ка займемся культурой! И, в частности, театром».

— Не при нашей жизни!
— Думаю, что мы дождемся.

— Но худо-бедно в Ростовский Молодежный все-таки выстроилась очередь претендентов на должность художественного руководителя, которым мы обязаны последними премьерами. Значит, все-таки люди хотят руководить театром!
— Союз театральных деятелей принимают участие в этом конкурсе. И были после премьер творчески довольно жесткие разговоры. Человек может поставить спектакль, но руководитель театра – это творческая программа, это Личность! Ему нужно показать жизнь с той творческой позиции, на которой он находится. Если он стоит на Эвересте, он будет охватывать все макрокосмически, как говаривал Юрий Еремин. А далее мы хотим знать, какова его программа, какой Молодежный театр мы получим в Ростовской области.

— А чем, по-вашему, отличается донской театр от прочих?
— Наш донской театр – это все-таки духовный, или лучше сказать, душевный театр. И в появившемся музыкальном театре эта черта присутствует. Со всеми нашими минусами мы чище именно потому, что у нас есть фильтр души. Я помню, когда, представляя меня, говорил Василий Лановой. При этом он сетовал на то, что они, москвичи, не обращают внимание на периферийные театры. А те знают своего зрителя и платят ему полной мерой. А в столице актеры в той же антрепризе не хотят что-то свое отдавать зрителю. Здесь стараются от него взять и перевести в деньги.
Мы пригрели под крышей СТД два маленьких детских театрика – «Дебют» и «Играем». Ведь обнаружилась огромная прореха в театральном пространстве – у нас уменьшилось количество театров для детей. А ведь это та ступенька, которая помогает ребенку войти в мир театра. Поэтому СТД, секретарем которого меня в очередной раз избрали, будет заниматься и этой проблемой.

— Проблем у наших театров – выше крыши!
— И не только у наших. Мы сейчас работаем с театрами ближнего и дальнего зарубежья. Эта общая тенденция сейчас в России – поддержка своих сородичей за рубежом. Когда мы решаем вопросы защиты этих театров, мы поддерживаем форпосты России в тех странах.

— Но ведь русские театры в северо-кавказских республиках нуждаются не в меньшей поддержке!
— Но у нас же по инициативе СТД и Донского театра драмы и комедии имени В.Ф.Комиссаржевской состоялся первый фестиваль таких театров под названием «Комплимент». Вы не можете себе представить, как были рады эти приглашенные в Новочеркасск театры! И теперь он будет проходить раз в два года. Когда я был в Москве, ко мне подходили коллеги и говорили о том, что надо бы возродить фестиваль «Русская комедия». А вы знаете, почему появилось так много фестивалей?

— Почему же?
— Потому что исчезли гастроли. Практически каждый регион проводит свои фестивали, международные в том числе.

— А ситуация с законом «Об автономных учреждениях» на сегодняшний день какова? Если кратко, то согласно ему театры должны превратиться в те самые учреждения и фактически содержать себя сами при минимальной помощи учредителя
— СТД – это единственный союз, который сопротивлялся этому закону как мог. Примерно месяц назад закон был принят в последнем, третьем чтении, и мы постарались убрать оттуда все, что могло бы испортить театрам жизнь и добавить, например, положение о творческом заказе. Так как государство не может не поддерживать театр – любой. Но ведь этот закон охватывает не только театры. Однако всем бюджетникам там предназначается очень обидное слово – обслуживание. Театр же – духовный инструмент воспитания народа. Реформы нужны, но при нынешних вспоминается знаменитая фраза великого Черкасова: «А дустом вы их не пробовали?»

— И последний вопрос, который просили задать все женщины, узнавшие, с кем будет интервью: как вы сохраняете такую прекрасную форму?
— Я не знаю, в чем дело. Я не принимаю никаких пилюль. Я просто очень любознателен и люблю жизнь. Она мне интересна.

Другие актеры театра им М. Горького


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Другие актеры театра им М. Горького

Ростовский театр драмы им М Горького

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Молодежный театр (ТЮЗ)

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол

Читайте также...

Яндекс.Метрика