Загадочный народ меоты
Кафедра археологии исторического факультета ЮФУ готовит издание учебника по археологии Дона. Второй том — это антология памятников археологии Ростовской области. Это будет один из первых подобных учебников в России. О меотах, одном из самых загадочных народов, проживавших на Дону на рубеже нашей и ненашей эр, «Молоту» рассказывает, кандидат исторических наук, археолог Вера Ларенок. Не так давно в ДГПБ читающей публике была представлена ее книга, посвященная находках, связанных с этим народом.
— Эталонным памятником меотской культуры Нижнего Дона является Кобяково городище. Почему?
— Ему повезло больше других городищ. К настоящему времени там раскопано практически все меотское кладбище. Само городище копал в 1920-х годах еще знаменитый археолог Александр Миллер. А потом в середине ХХ века при строительстве дороги и Аксайского моста через Дон работала экспедиция Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством Серафимы Капошиной (1956–1961 годы).
— Чем же интересны меоты?
— А что нам известно про низовья Дона? Есть торговый город Танаис со смешанным греко-сарматским населением, который окружен кочевниками-сарматами — и все. Другого оседлого населения нет. И вот на рубеже эр появляются эти самые меоты. Считается, что их сюда переселяет сюда из Прикубанья один из боспорских царей. Необходимо было заселить степь покорным народом, так как войны с Танаисом, все время рвущегося к независимости, судя по всему, уже порядком надоели.
Возникает около 10 поселений земледельцев, и в каждом из них идет обширная торговля со всеми странами, которые только известны в те времена. Об этом можно судить по находкам в некрополе. Чего там только нет?! Есть египетские украшения, есть сосуды и те же украшения с Ближнего Востока, естественно, греческая и римская керамика, есть вещи из Придунайской местности.
— А что они отправляли взамен в эти дальние страны?
— Торговали они зерном, рыбой (во все времена и у всех народов донская рыба очень ценилась). В амфорах, в которых сюда пребывало вино, скорее всего, обратно отправляли соленую икру, не говоря уже о разных сортах вяленой рыбы. В большом количестве шел такой товар, как рабы. И скот, на что обменивали товары у кочевников.
А сюда первейшим товаром отправлялись вино и украшения, пользующиеся спросом. Потом и вино, и украшения научились делать украшения сами.
В Танаисе находят монеты, но нет кладов, то есть, монет в большом количестве и в одном месте. А здесь они есть. Это говорит о состоятельности граждан.
— А как они выглядели?
— По результатам антропологических исследований портрет населения вырисовывается смешанный. Много монголоидных примесей, то есть, меоты брали в жены женщин кочевников, чтобы обновить кровь. Пятый век — это последний рубеж, которым датируются меотские находки. Похожая ситуация и на Кубани. В первые века есть поселения, которые похожи на меотские, а потом жизнь в них прекращается. Судя по всему, разгромили эти поселения гунны.
— Так — что, канул этот народ в вечность без следа?
— Некоторые ученые считают, что меоты — предки современных адыгов, но не все с этим согласны. А на генетические исследования находок, к сожалению, не хватает средств.
— Из общей массы находок, из типов погребальных обрядов что же все-таки характеризует жизнь меотов?
— Оказалось, не так много. Глобализация, понимаете ли… Один из таких признаков в погребальном обряде — расположение миски под головой умершего. Есть курильницы, заполненные растолченными мелом или его кусочками (очищение земли). Украшения можно найти на обшлагах рукавов, воротников, подол рубахи или платья, расшивалась и обувь. Оружие — короткий или длинный меч, луки со стрелами. Находят в погребениях и серпы. С одной стороны, сельскохозяйственный инвентарь. Но некоторые археологи считают, что и серп можно отнести к режущему оружию, своеобразному ножу.
Что еще сближает кочевников с этим оседлым населением, так это обряд деформации черепа, который приходит из древности и уходит в средние века. Есть мнение, что таким образом подчеркивается определенный социальный статус человека.
На снимке: Меотский кувшин, найденный в одном из погребений в Ростове-на-Дону.