И ремесло, и вдохновенье
— Большому кораблю – семь футов под килем! – написал в свое время режиссер Владимир Чигишев на тексте роли того персонажа, которого в спектакле «Остров сокровищ» играл заслуженный артист России Владимир Воробьев. А был это не хромой Сильвер, не юный Джим или еще какой герой первого плана. Владимир Яковлевич играл тогда слепого Пью, того самого, который приносит в дом Джима черную метку. Но такой уж он, Воробьев, актер, что любая роль в его исполнении становится более чем заметной – какой бы план автором ей не предназначался.
Но это вовсе не значит, что наш герой, что называется, тянет одеяло на себя. «Театр – искусство коллективное», — любит повторять Владимир Яковлевич, чей бенефис в честь 25-летия служения этой сцене в Ростовском академическом молодежном театре решено отметить в конце февраля. Будет дан спектакль «Мелкий бес».
Передонов – роль яркая, впрочем, других ему, похоже, режиссеры и не предлагают. Но здесь переживания, цели и стремления учителя провинциального гимназии действительно измеряются словом «мелкий». И бес-то, преследующий его – некий перетыкалка, а не страшный демон. Но появившийся на сцене портрет Пушкина, которым все время заслоняется персонаж Воробьева, явно отсылает зрителя к тем страданиям того маленького человека, который впервые появляется на страницах произведений «нашего всего». И тот фантасмагорический бал, который увенчивает терзания Передонова, должен был закончиться срывом. Он так и заканчивается, но случается все это у героя Воробьева, окончательно ставя точку в его биографии, также мелко и обыденно, как вся его предшествующая жизнь. Мелкий жест руки, в которой нож – и такой же мелкий соперник Передонова, как и он сам, падает поверженный. А он сам сидит, вроде бы ничего не понимая, мысленно уже находящийся в другом мире, куда он так рвался и где может жить только так – лишь воображая там свое существование.
Маленький человек – не по росту, которым природа артиста Воробьева не обидела, а по тому месту, которое общество предназначает его героям – с точки зрения автора этих строк, у Владимира Яковлевича получается лучше всего. Не довелось увидеть его в роли предводителя гоблинов в постановке 1993 года «Баллада о славном Бильбо Боггинсе». Да, да, когда о знаменитом фильме по трилогии Толкиена никто не помышлял, произведение этого автора уже игралось в постановке Юрия Мельницкого на сцене Ростовского тогда еще ТЮЗа! Но в роли Шейлока, венецианского ростовщика, задумавшего отмстить за весь свой обиженный род – постоянно гонимый и презираемый, Воробьев великолепен. Пластичность актера позволяет внешне четко передавать внутреннее состояние его героя. Высокая фигура ростовщика в черном словно ломается пополам после побега дочери, а особенно, после проигранного суда.
Но и в комедии Воробьев хорош, всегда четко встраиваясь в те актерские ансамбли, которыми так славны спектакли Ростовского Молодежного. Кто не вспомнит его Доктора из мюзикла по рассказу Чехова «Шведская спичка» или пройдоху Лавра Мироныча из «Последней жертвы»? А старый служака Грознов из «Правда – хорошо, а счастье – лучше» отмечен и коллегами по цеху.
Впрочем, считает Владимир Яковлевич, актерская профессия такова, что доказывать свою состоятельность ее выбравший обязан всю жизнь. Что он и делает, выходя на одну и ту же сцену донской столицы уже четверть века.
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Другие театры Ростова
Ростовский музыкальный театр
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол