Обаяние реализма
В Ростовском музее современного изобразительного искусства открылась выставка Семена и Людмилы Скопцовых. В ростовских музеях и галереях она продолжает череду экспозиций работ художников, которых принято считать последователями реалистического направления в изобразительном искусстве. Сегодня интерес к ним возрос необыкновенно.
Впрочем, не только в донской столице проявляется внимание к работам недавнего прошлого. После праздников в одном из выставочных залов Краснодара начнет свою работу «Кузница счастья» — выставка, посвященная теме труда, имевшая и в Ростове немалый успех.
Семен и Людмила Скопцовы – художники на Дону известные. Выставка в музее современного изобразительного искусства составлена из работ этих художников, хранящихся в фондах музеев и в собраниях друзей живописцев, уже покинувших этот мир.
Пейзажи, натюрморты, портреты, графические работы – казалось, не осталось жанра, в котором бы не пробовали свои силы эти мастера и не оставили бы заметный след. Впрочем, не всегда ценность этих работ именно в мастерстве изображения натуры. Графика Семена Скопцова 1930-х годов, несмотря на свою воздушность, более чем материальна, и тот же «Дачный поселок» образца 1935 года дает возможность увидеть разницу между нынешними загородными «замками» и тогдашними более чем скромными домиками для отдыха — почти сарайчиками.
Однако реализм как направление в искусстве – вовсе не догма для настоящего художника, что и демонстрирует Людмила Скопцова, изображая «родные осины»: осины настоящие – зимой необыкновенно яркие на фоне пронзительно синего неба, весной поблекших при ярко-зеленом цвете молодой травы. Здесь не прорисованы каждая травинка или веточка. Художница представляет зрителю общее впечатление от увиденного, впечатление человека, явно неравнодушного к неброской красоте пейзажа средней полосы.
Но самое интересное на выставке – это портреты, а среди них – автопортреты мастеров. Думается, писались они вовсе не из-за отсутствия другой натуры. Карандашный автопортрет Семена Скопцова 1956 года с задорным взглядом из-под летней шляпы с залихватски прикушенной зубами сигаретой передает оптимизм времени. Строго смотрит на окружающий мир художник с автопортрета 1964 года, словно говорит о готовности к преодолению дальнейших трудностей. Собственное изображение 1976 года показывает не только мастера своего дела, но и общественного деятеля, в будущем – председателя правления Ростовской организации Союза художников. В этом статусе он добился передачи в распоряжение художников знаменитого «Красного домика» в Ростове-на-Дону, однако звание заслуженного художника России, несмотря на все свои достижения в профессии, получивший всего за несколько месяцев до смерти в 1998 году.
Оба художника прожили вместе со своей страной большую, сложную, красивую жизнь, что ярко, без всякой фальши отражено в их работах. Может быть, именно поэтому так востребовано это искусство нынче, когда страна уже второе десятилетие пытается найти в своем прошлом то, на что можно опереться в перипетиях неспокойного времени.