Журналисту необходима философия партнерства

Коновалова Ольга Васильевна — доктор филологических наук, профессор. Заведует кафедрой экономической журналистики Ростовского государственного экономического университета, декан факультета журналистики Северо-Кавказской академии госслужбы. Член Союза журналистов России. Работала на Ростовском телевидении с апреля 1958 года по январь 1983-го. Автор книг «Тенденции развития региональной системы телекоммуникаций», «Основы журналистики», «Аналитические жанры телевидения» и других.

– Вы сегодня учите, как бы раньше сказали, «на журналиста». Так что же именно сегодня важно уяснить тем, кто завтра придет в редакции газет, радио- и телестудий?

– Прежде всего тот факт, что в мире произошел фундаментальный раскол между наукой, философией, литературой. В этих условиях, если мы, преподаватели, станем готовить журналистов для сегодняшнего дня, то нас надо просто разогнать. Мы обязаны формировать журналиста для будущего, а это подготовка специалиста, способного создать глобальный, реалистический образ все время изменяющейся действительности. Изменился статус российского народа, его быт, его культура, его образование. Изменились пути и методы познания окружающего человека мира — пусть это будет маленький хутор или мегаполис.

– А разве старыми, испытанными методами окружающий нас мир познать нельзя? Да, он все время меняется…— Вот именно, а журналист обязан представить своему читателю целостную его картину. Науки, возникшие много веков назад, расщепили мир в целях его прагматического познания. А теперь выясняется, что нынешняя цивилизация, основанная на их рекомендациях, стоит на краю пропасти. Под угрозой не только земная природа, но и само существование человека. Это означает, что времени прагматизма, опирающегося на знание, которое обеспечивало человеку физическое выживание, пришел конец. Наступает время влияния синергетики на процессы познания.

– Даже страшно становится от осознания такой ответственности, которая, по вашему представлению, возложена нынче на умеющих писать!

– А вы как думали?! Перед журналистами сегодня стоит задача не только понять многополярный мир, но и уметь прислушиваться ко времени к себе, схватывать эту действительность всем своим внутренним миром — мыслями, чувствами, генной памятью, врожденными духовными механизмами. Этот поиск истины важен, так как мы живем в век резкой смены внутреннего состояния народов — и не только в России. И здесь необходим синергетический подход к методологии журналистского творчества. Его суть — в переносе акцента в исследовании мира с постепенной эволюции, что сегодня отсутствует начисто, на взрывной характер развития. Эта концепция нелинейного развития — ответ на дезорганизацию человечества в результате социокультурного раскола мира. К нам в страну пришла иная реальность, а мы в своей профессии бросились подбирать методы ее отражения, отработанные и уже оставленные нашими коллегами за рубежом. Журналист должен понять, что прошедшее десятилетие, ставшее в российской журналистике временем господства «факта», «катастроф», останется в истории примером заимствования линейного, фрагментарного мышления, приведшего к глубоким внутренним противоречиям в нашей профессии.

– Так какие же качества просто обязан сегодня выработать в себе как будущий журналист, так и уже матерые «акулы и медведицы пера»?

– Прежде всего – стремление услышать и понять другого человека. Именно оно учит сдерживать в себе не лучшие качества, притормаживает гнев, заставляет пропускать мимо себя клокочущий ком злобы и неудовлетворенных самолюбий. Умение подняться на уровень диалоговой культуры — это лучший способ испытания собственных убеждений, который позволяет не оказаться в духовной изоляции.

– Учитывая нынешнюю глобальную разобщенность людей, с вами нельзя не согласиться. Но все-таки диалог диалогу — рознь…

– Речь идет о диалоге аналитическом. Его суть — поиск точек соприкосновения и общих позиций, разумного компромисса на основе уважения различных убеждений и подходов во имя общественного согласия. Журналисту важно при подготовке аналитических программ и материалов в печатные СМИ ставить общие интересы выше групповых и ведомственных.

– Легко сказать, а сделать — когда над тобой «висят» продюсеры, редакторы, каждой строчкой статьи и секундой эфира желающие зарабатывать далеко не всегда себе в карман, а изданию, каналу в бюджет! — очень трудно!

– А никто не обещал, что журналисту будет легко. Многое зависит от его личности, его мыслей и действий, направленных на поиск правды. Всегда надо действовать, а не быть объектом действия. Ведь живая мысль журналиста помогает людям найти ответы на сложные вопросы, возникающие в его жизни каждый день. Мыслящий читатель, слушатель, зритель в таком случае обретет способность видеть не то, что хотелось бы видеть, а то, что есть на самом деле. Поэтому очень важно для журналиста овладеть способностью вести «переговорный процесс» оппонентов, сопоставляя их позиции, учитывая их способы отстаивания своих интересов. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что на круглых столах, ток-шоу, в интервью и беседах самым ценным станет достижение взаимопонимания, поиск и обнаружение точек соприкосновения, а не эффектные монологи участников. Короче, журналисту необходимо овладеть «философией партнерства».

– Словом, толерантнее надо быть, толерантнее! Но умение слушать, а, главное, слышать — один из признаков профессионализма. Овладение спецификой любого жанра — тоже. С вашей точки зрения, реабилитация каких подзабытых сегодня жанров могла бы поднять уровень отечественной журналистики?

– В качественной отечественной прессе сегодня наблюдается поворот не только аналитической публицистике, но и к художественно-публицистическим жанрам. Могучая природа очеркового жанра, имеющего более чем двухсотлетнюю историю, обнаружила незаурядную волю к выживанию. В «Литературной газете», в «Труде» и некоторых других московских изданиях еще не забыли про очерки классического типа. Однако журналисту надо быть и самому Личностью, чтобы продемонстрировать образец очерка, сосредоточенного на «человеческом в человеке». Те проблемы, которые сегодня определяют жизнь людей (наиважнейшей из которых является конфликт личности и общества), не могут быть решены без использования огромной внутренней энергии и подлинной художественности, заложенной в природе очерка. Я в этом более чем уверена и сейчас читаю курс «Очерковые формы в СМИ», конечно, благодарна Николаю Скребову, интервью с которым в «Новой газете на Дону» помогло мне решиться высказать свои мысли о нашей профессии сегодня.

– Как-то дусвется, что великие русские очеркисты не обрадовались бы, познакомившись нынче со столь любимыми нашими изданиями «житейскими историями», в которые, как мне кажется, выродился нынче очерк на газетных и журнальных полосах!

– Огромный минус этих произведений в том, что в них нет сплава души автора и героя. Фактически это образчик массовой культуры, которая не способна дать читателю ничего, кроме пощипывания его нервов. Создание таких «историй», равно, как и «сенсаций» — это распыление своих сил, отвлечение от социального долга, который определяет деятельность журналиста как предельно духовную.

– И завершим наш разговор вопросом более чем конкретным: в названии вашей кафедры в РГЭУ есть словосочетание «экономическая журналистика». Это такой шаг вперед в сфере подготовки «пишущей братии», о котором можно только мечтать. Ведь из стен университетов выходят журналисты, вроде бы знающие «хитрости» своей профессии, но совершенно не имеющие представления о предмете своих будущих статей. Да еще в такой сфере, как экономика! Востребованы ли сегодня ваши выпускники?

– Первые выпускники факультета журналистики и лингвистики покинут университет только в конце этого учебного года. При их подготовке мы помимо изучения основ нашей профессии используем весь опыт постижения экономических наук, накопленный за годы существования университета, бывшего некогда институтом народного хозяйства. Трое наших студентов уже работают на телеканале РБК, многих забирают к себе на работу пресс-службы банков, а одного студента взяли на работу в областной комитет государственной статистики.

«Новая газета на Дону». — 2005.- № 14


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Читайте также...

Яндекс.Метрика