Наедине с искусством
В Ростове-на-Дону в Центре слияния современных искусств «MAKARONKA» проходит выставка современной абстрактной живописи Александра Селиванова «Treasures». Она привлекает своей необычностью, хотя автор — давний резидент центра и уже выставлялся здесь. О том, почему эта выставка появилась в центре и кому сегодня интересны поиски современных художников автор этих строк побеседовал с куратором выставки Лейли Аслановой.
— Почему вы решили, что в Ростове сегодня должна пройти именно эта выставка? Это результат некоей экспозиционной политики?
— Сейчас такое время — что-то предсказать трудно, потому никакой политики мы не выстраиваем. Сейчас должна была проходить другая выставка, но нынешние обстоятельства заставили изменить планы. С Александром у нас была договоренность на персональную выставку, которая должна была пройти позже, но случилась она раньше.
— Она в связи с этими обстоятельствами поменялась?
— Нет. В рамках монтажа выставки я узнала, что эта серия картин была вдохновлена частыми перелетами автора, но, скорее всего, на это опираться нельзя, так как это ассоциации очень личные, и автор не хочет навязывать никаких интерпретаций.
— Вам в Ростове известны художники, которые также работают в рамках абстрактного искусства?
— Их немного, художников вообще много не бывает. Но следом у нас планируется выставка Александра Малахова, который также работает в рамках нефигурного формата, даже можно сказать, непредсказуемых форм. А с Александром Селивановым мы работаем уже 11 лет. У него большой опыт работы с абстрактной картиной и попытками создать для нее предсказуемую форму.
— Я думаю, как объяснить не всегда подготовленным зрителям, что в данном случае они имеют дело именно с произведениями искусства?
— Здесь важна открытость самого зрителя, которому невозможно навязать определенную идею, потому многие зрители и удивляются, видя нечто подобное. Но здесь. Как и у «Черного квадрата» Малевича, присутствует та форма, которой нет в природе: такие формы созданы человеком, их нужно придумать, создать. Здесь нужны определенные сочетания цвета, формы, пропорций объемов, выбор пространства, в котором размещена работа. Мне, к примеру, кажется, что эта выставка красива.
— Я бы сказала — она стильная.
— Эта экспозиция, когда так силен информационный поток, позволяет отстраниться от него, от внешнего гула событий и понаблюдать за цветом и формой, проанализировать их сочетания. В какой-то степени это медитативная практика, воспринимать эту выставку стоит наедине.
— Но зритель, не настроенный на восприятие абстрактного искусства, всего этого может не принять…
— Ну, это не самая большая его проблема в данном случае. Даже внутри художественного сообщества проходит много дискуссий насчет того, что представляется на разных выставках. И это нормальный процесс, когда присутствует такое многообразие. На следующей выставке у нас уже будет возможность сравнить эти две экспозиции абстрактного искусства и делать некоторые выводы. Если бы в Ростове была среда с большим количеством музеев и галерей, то эта выставка стала бы примером мировосприятия определенного художника. Александр говорит, что в Штатах на такие выставки приходит небольшое количество людей, которым это искусство нравится. А у нас из-за отсутствия соответствующей институциональной среды люди идут на MAKARONKу, и им нужно объяснять, почему эта выставка интересна. А это большая работа.
— Но у вас же экскурсии проходят?
— На каждой выставке мы стараемся делать экскурсии в виде арт-медиации. Мы работаем и с возражениями, понимая, что кому-то это может быть неинтересно. Но есть люди, которые не понимают, но у них возникают вопросы, скажем, о форме, откуда она пошла. С Александром Селивановым прошла творческая встреча, где он рассказывал о своем пути в искусстве: как он занимался музыкой и почему увлекся абстрактным искусством, о том, как ему нравится поэзия формы и цвета. Не случайно его работы привлекают именно дизайнерскую аудиторию, которые хотели бы так работать в своих интерьерах. На самом деле эта выставка очень тонизирует. У вас нет такого ощущения?
— Ну, ощущение полета уж точно присутствует! Она необычна, и этой необычностью как-то что-то двигает внутри. А вы не пробовали объяснять все это детям? В Барселоне в музее современного искусства я видела многочисленные экскурсии школьников.
— Это очень большая работа, и для этого нужен другой штат сотрудников. Но если бы вы знали, как современным искусством интересуются люди пожилого возраста: эта тема у них очень востребована. Для них мы и стараемся организовать экскурсии.
На выставке Александра Селиванова в ЦССИ «MAKARONKA» можно побывать до 29 мая