Успех, который неслучаен


Кирилл Воловиков, Егор Шамшура, Елена Акопова, Андрей Грек — снимок на память для любимого учител

В Ростове-на-Дону случилось чудо. А как иначе назвать тот факт, если только в одном выпускном классе лицея № 33 донской столицы четыре ученика сдали экзамен по математике на 100 баллов. Нельзя было пройти мимо таких достижений и вот они — и сами выпускники, и их наставник.

Ольга Александровна Бубличенко

Педагог

Учителя математики и классного руководителя этого класса в одном лице зовут Ольга Александровна Бубличенко. Преподает она в этом учебном заведении математику уже 37 лет, мечтая об этой работе с детства. Однако мечта реализовалась не сразу: до работы в школе Оля работала инженером, окончив тогдашний РИИЖТ. В педагоги ее не пустила мама, сказав: «Так же, как я, мучиться с тетрадями? Ни за что!». Но когда Оля стала, по ее словам, посамостоятельней, мечту она решила таки осуществить.
Отвечая на вопрос: «Как же она осваивала профессию?», Ольга Александровна отвечает просто: «С любовью», вспоминая своих замечательных учителей.

В ту пору в школе директором была Елена Викторовна Еремеева, преподаватель русского языка и литературы, которую знал весь город и которую ее ученики помнят до сих пор. Елена Викторовна дала Ольге четвертый класс, и она одно время какой только работой в школе не занималась: была лаборантом в химкабинете, вела уроки труда (сказывалось инженерное прошлое). Тут отлично складывались ее отношения с мальчишками, ну, а с девочками, по ее словам, так сам бог велел иметь эти самые отношения хорошими.

На следующий год Ольга Бубличенко поступила в педвуз, а поскольку ей многое перезачли как краснодипломнику, педобразование она получила заочно за четыре года.

Мама уже не возражала против новой профессии дочки, поскольку поняла — бесполезно. Она принялась помогать, поскольку есть такие педагогические премудрости, которые знают далеко не все. Словом, учили и помогали Ольге Александровне настоящие профессионалы и замечательные люди. Они ее постоянно подбадривали, а ей было неловко, так как по натуре Ольга собой всегда была недовольна.

Сама школа с 1960-х имела математический уклон, и вот наконец-то ей доверили восьмой математический класс. Это был первый восьмой математический, поскольку в те годы такую направленность в учебе имели лишь девятые и десятые классы. Класс был невероятно умный, и с его учениками и их родителями Ольга Александровна дружит до сих пор.

Вовсе не неожиданность

Четыре 100-бальника в классе стали не то чтобы сюрпризом, но вовсе не неожиданностью. «Когда приходишь в пятый класс, — рассказывает Ольга Александровна, — уже на первом уроке можно сказать, кто как будет учиться. Я толковых вылавливаю и охоту учиться стараюсь не отбить. А наоборот — заинтересовать, поддержать всякими хитростями». Пока они малы, участие, а тем более победы в олимпиадах для них — гордость: честолюбие у большинства все-таки присутствуют. А если случится победа, делится секретами Ольга Александровна, то подхваливаешь, убеждаешь, что нужно двигаться дальше, подкидываешь разные книги. И так до девятого класса.

А что касается класса 10-го, то она понимала: в классе она не смогла бы дать этим ребятам тот уровень, который заставил бы их активно развиваться — уж слишком разнороден был состав учеников. Она предложила ребятам переговорить с родителями о занятиях именно олимпиадной математикой. Их класс, конечно, был математическим, но для роста именно этих ребят количества часов по математике оказывалось маловато. И они начали заниматься в одной из ростовских организаций допобразования и не просто занимались а по-настоящему пахали, гордо говорит Ольга Александровна — кто год, а кто и два.

Наши герои

Рассказ о наших 100-бальниках начнем с того, что, кроме Андрея Грека, остальные трое еще и золотые медалисты. Все они вовсе не «ботаники», обычные ребята, все четверо дружащие между собой.

Единственная среди них девушка — Елена Акопова (Николаевна, уважительно добавляет отчество педагог при рассказе) собирается поступать на мехмат МГУ, уже сейчас заявляя, что хочет заниматься наукой. Мама — работник прокуратуры, живут они с мамой вдвоем. Как говорит Ольга Александровна, она ей напоминает ее саму в юности тем, что Лена хочет участвовать везде и во всем, при этом добиваясь успеха. Два года подряд она была победителем в «Большой перемене» — в 10-м и в 11-м классах.
Все четверо ребят являются призерами и победителями перечневых олимпиад — олимпиад из перечня Министерства науки и высшего образования РФ, которые дают право на льготное поступление в вузы. А потому они уже имеют много предложений для поступления в вузы высочайшего уровня.

Кирилла Воловикова (Витальевича), вспоминает классный руководитель, как и Лену, с пятого класса она «мучила» олимпиадами. Парень по натуре очень сдержан и немногословен. Его мама в ЮФУ преподает английский, папа — инженер. В 10-11-ых классах он был участником всех олимпиад, какие только можно придумать. Еще в прошлом году его приглашал РУДН с гарантированной стипендией: с Егором Шамшурой они стали призерами олимпиады вуза.

Андрей Грек (Александрович) — из семьи творческой: все идеи для выпускного вечера, который прошел в потрясающе нежной обстановке принадлежаь его маме.. В семье есть младший брат, который учится в том же 33-м лицее. Математика предметом его интересов была постольку-поскольку, а в 10-м классе у Андрея к ней проснулся интерес. То ли белая зависть к успехам друзей сказалась (как уже сказано, все четверо дружат), то ли еще что. Ольга Александровна надеялась на высокие его баллы по ЕГЭ, но такие! Впрочем, парень очень ответственный. В прошлом году он был командиром юнармейцев класса. И эти юнармейцы выступили в соревнованиях очень хорошо. А потом он занялся и младшими, и семиклассники под его руководством заняли первое место в районе — и в прошлом, и этом году.

Егор Шамшура (Сергеевич, тут отчество выпускника учитель произносит с особым удовольствием, поскольку его папа тоже был олимпиадником) пришел в школу в восьмом классе, а это такой возраст. Да и характер у Егора оказался еще тот! И в данном случае мы имеем вариант, когда талант таки преодолел издержки характера. И все «пошло в гору»: стать призером региональной олимпиады по информатике — это же сколько в голове нужно иметь, да и выстроить эти знания не каждому дано!

В девятом классе Егор участвовал в олимпиаде по криптографии, после чего его приглашали для учебы в одно из учреждений, связанных с ФСБ. А ведь он тогда еще нигде дополнительно не занимался — за плечами была только школа.

Ну, скажет въедливый читатель, математика математикой, а, наверно, с грамотностью у них «не очень». Очень даже «очень!», утверждает классный руководитель, говоря о том, что обязательный русский на ЕГЭ сдали все более чем прилично.

Вот что трудолюбие сделало с этими детьми. Хороший пример того, улыбается Ольга Александровна, что мало иметь хорошие мозги, нужно еще уметь их «построить».

— Мне всегда везло — и с детьми, которые учились в моих классах, и с родителями. Не было такого, чтобы мы не нашли общий язык. На первом же собрании в пятом классе говорю — успех будет, если мы будем работать вместе.

И хороший пример тому — все четверо 100-бальников. И если девушка едет поступать в МГУ, то ребята — в Санкт-Петербург в Институт точной механики и оптики, один из тех вузов, в который их пригласили еще до окончания школы

Читайте также...