Учиться актерству
Спектакль по пьесе популярного в России белорусского драматурга Павла Пряжко «Урожай» менее всего напоминал экзамен. И, тем не менее, это был экзамен по актерскому мастерству второго режиссерского курса Ростовского филиала ВГИКа. Поставил спектакль известный в донской столице режиссер Герман Греков.
— Мы работаем с ребятами с первого курса, — заявил мастер перед показом спектакля. — проходя все базовые упражнения школы. Есть такое упражнение, как перемена отношения к предмету, к месту действия. То есть, своей творческой фантазией человек себя переносит в другое пространство, и по его поведению, внутреннему состоянию мы понимаем, что он находится, скажем, не в Ростове, а в Антарктиде. Ну и насчет отношения к предмету — видим, что есть, относимся как задано.
И так все закрутилось с этими упражнениями, что было решено сделать самостоятельный драматический отрывок, в ходе которого можно использовать два этих основополагающих элемента школы. Так родилась форма спектакля по пьесе Павла Пряжко, одного из известных современных драматургов. Невзирая на ее, казалось бы, простоту и минималистичность, пьеса глубока по содержанию, представляя собой практически притчу.
Настоящий режиссер — тот, что умеет вытащить из актера то, что тот, возможно, и не предполагает в себе. Таков Герман Греков: правдоподобия на сцене мало, и, тем не менее, узнается все и вся — и характеры, созданные совсем юными актерами (вовсе не хочется называть их детьми), и предметы. За счет перемены отношения к тем же спичкам, те «превращаются» на глазах зрителя в … яблоки, в гвозди, в сигареты, а спичечные коробки — во всем знакомые ящики для сбора урожая тех же яблок.
О чем же получился спектакль? Для кого-то — о нынешнем пофигистском отношении к своему труду и его результатам, для кого-то — об абсолютном неумении услышать друг друга, а для кого-то — об абсолютной «безрукости» нынешних молодых. Постановка, несмотря на простоту текста, многомерна за счет условного поведения героев, причину которого каждый может понимать в меру своей воспитанности и начитанности.
Делают свое дело и декорации в виде «черного кабинета», подающего чувства персонажей, вроде бы занимающихся обычным сбором яблок, крупным планом.
Словом, тот самый настоящий театр в виде «коврика и двух актеров», о котором писали классики. Прекрасный урок для будущих созидателей спектаклей на российской сцене.