Юбилейная выставка театрального художника Степана Зограбяна в Музыкальном

Юбиляр - Степан Зограбян

Юбиляр - Степан Зограбян

В Ростовском государственном музыкальном театре открылась выставка главного художника театра, лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска» Степана Зограбяна. Она посвящена юбилею художника.

Многие режиссеры посчитали за честь работать с ним. А он остановил свой выбор на Ростовском Музыкальном. Впрочем, это третий ростовский театр, где в главных художниках он пребывает. Что ж, пусть другие кусают локти – Степан Зограбян, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», который разменял недавно седьмой десяток, возглавляет сценическую часть театра на Большой Садовой.

Как у Чехова «вся Москва ходила в его друзьях», так и насчет Степы каждый теперь считает, что он «начинал в искусстве» с ним. Бывший ТЮЗ, а нынче Молодежный, уверен, что карьера Степана началась у него. «Горьковцы» также претендуют на первородство в использовании Степиных талантов. Но на самом деле – и автор этих строк тому свидетель – первая достойная работа у Степана Арамовича случилась в театральной студии на Темерницкой, 45, в Ростове-на-Дону, в знаменитом «Дунькином клубе». Руководил тогда студией нынче лауреат Государственной премии, а тогда студент архитектурного факультета РИСИ Геннадий Тростянецкий. Первая работа – поэтический спектакль «Мастера» по поэме суперпопулярного тогда поэта Андрея Вознесенского. Свежеструганное дерево – порталы, колеса, лестницы – все двигалось, работало, создавало потрясающий сценический образ. А потом были «Обнаженные нервы земли», когда зал пересекала полоска настоящей земли, разложенной на мешковине. Она, казалось, выходила из пашни, нарисованной на газетах, наклеенных на задник сцены. Спектакль был поставлен с использованием статьи Константина Симонова о сгоревшем молодом трактористе Анатолии Мерзлове.

А потом уже были спектакли на профессиональной сцене, где образование Степана как архитектора проглядывало везде, помогая ему великолепно организовать сценическое пространство. Была и стажировка в Малом театре, и продолжительная работа в Вологодском театре для детей и молодежи. Именно там он и заработал «Маску», организовав пространство в спектакле по рассказу (не опере!) «Кармен».

Эскиз к этому спектаклю висит на выставке в Ростовском Музыкальном, и уже из него видно, каким был спектакль: не мыльно-глянцевым, а суровым, где страстями героев водит Судьба. А неподалеку — макет к «Пиковой даме». Тут, право, не Чайковский и не Пушкин, а он, Степан, который видит всю эту фантасмагорию, этот сон, который приснился Герману, где нет места живому чувству, а властвует опять же она, Судьба в виде фигуры Сфинкса. Увы, далеко не все участники спектакля оказались равными художнику в осмыслении и воплощении выбранной идеи.

Нельзя не упомянуть и пражскую квадриналле, где российские художники за свой павильон взяли «Золотую Тригу», главную награду, которой у них не было никогда. Степан Зограбян на равных принимал участие в совместной экспозиции на чеховские темы с такими художниками, как Бархин и Боровский.

В ноябре в центральном театральном музее имени А.А.Бахрушина (Москва) в ноябре откроется полноценная выставка Степана Зограбяна, часть которой и можно увидеть пока в Музыкальном. На этой выставке помимо прочих работ будет представлен и эскиз к спектаклю «Гроза» по пьесе Островского. Это тот самый спектакль, который был последним творением студийцев на Темерницкой (это 1974 год) и который, судя по этому жесту, до сих пор дорог художнику. Вот и судите теперь, что считает Степан Арамович той самой точкой, откуда «есть-пошло» его творчество.

Фото с выставки

Макет оперы 'Пиковая дама' для Ростовского Музыкального театра, Степан Зограбян, фото Веры Волошиновой

Макет оперы 'Пиковая дама' для Ростовского Музыкального

Спектакль 'Кармен' в Волгограде, сценография -Степан Зограбян

Спектакль 'Кармен' в Волгограде

Спектакль Мастера в театральной студии на Темерницкой, 70-е годы

Спектакль Мастера в театральной студии на Темерницкой, 70-е годы

Балет Тщетная предосторожность в Ростовском музыкальном, сценография - Степана Зограбяна

Балет Тщетная предосторожность в Ростовском музыкальном

Балет 'Тщетная предосторожность' для Ростовского Музыкального театра, сценография - Степан Зограбян

Балет 'Тщетная предосторожность' для Ростовского Музыкального театра

Читайте также...

Яндекс.Метрика