Последний проект Первой Южно-Российской биеннале современного искусства
Это параллельный проект биеннале «Арт-район», основная идея которого принадлежит молодежному общественному объединению «Поколение LEX». Это им, студентам Ростовского филиала Академии правосудия, пришла в голову мысль объединить и показать все молодежные направления искусства, собранные в одном месте.
Основная идея проекта — арт-шествие. Оно следует по улице за арт-троллейбусом (поначалу все предполагалось организовать на улице Горького, и движущей силой должен был быть трамвай) и останавливается в тех местах, где и идет представление очередного вида искусства.
Троллейбус, прибыв на Пушкинскую по Большой Садовой, долго, сложив свои «рожки», не хотел заводиться, потому была возможность рассмотреть его подробно. Художник Иван Мирошниченко, расписывая его борта, даже автограф свой оставил на одном из них. Троллейбус был стареньким, потому фантазийная роспись его изрядно молодила.
Первой остановкой стала hand-made ярмарка, как потом выяснилось, самый успешный проект «Арт-района». То, что умельцев в городе много, как-то подозревалось и ранее. Но здесь было все молодо, дерзко и самонадеянно, что подогревало интерес к представленным артефактам.
Все вещи были сотворены молодыми дизайнерами в одном экземпляре и представлялись на них и сами же самими. Для этого можно было влезть на куб, надеть на себя и своих подруг изящные шляпки (так сделала молодая особа, представившись мастером Алексашкой).
Можно было копию «Черного квадрата» украсить мармеладными мишками, предлагая зрителям попробовать их на вкус, тем самым приобщившись к идее великого супрематиста. А можно было просто послушать баян, рассыпавший аккорды бойко и затейливо. Девушки из группы «Олорин» из Таганрога «зажигали» толпу своими песнями. Словом, на этой остановке было шумно и весело.
Далее последовала остановка у библиотеки ЮФУ с его выбеленным, как маски девушек-кукол, северным фасадом. «Вы — кто? — спрашивали у них, сидящих неподвижно на ступенях в вычурных позах.
— «А мы — просто так!» — отвечали они. Правда, потом выяснилось, что это опять же молодые дизайнеры, лица которых раскрасили их коллеги. А вот квартет с не менее затейливо расписанными лицами оказался составленным из студентов консерватории, что и было понятно по замечательному звучанию инструментов. Стоит ли говорить, что именно рядом с музыкантами зрители задержались дольше всего?!… Заявленный и очень уж ожидаемый театр-мюзикл «Одежды нет» так и не появился.
Далее, развернувшись, арт-троллейбус притормозил у «публички». И здесь вступили в свои права уличные танцоры. Молодой человек и девушка в синих костюмах выделывали затейливые па под аккомпанемент таких же молодых людей в таких же синих костюмах.
«Мы — группа Капоэйра, — пояснил парень, назвавшийся Владимиром. — Это бразильское боевое искусство. Мы работаем в бесконтактном варианте, потому все выглядит как танец». А потом последовал самый настоящий брейк-данс в исполнении команд Ability, Illusion of Exist, Comix Zone. Театр уличной поэзии «Окрыленные мысли» удивил слишком раскованной, скорее, даже развязной манерой чтения.
А рядом на тротуарной плитке художники-рекламисты, как представились эти творцы, рисовали в 3D формате свои картины. Было смешно и весело наблюдать, как под ногами появляется действительно трехмерная морда кота и вспархивают именно из-под ног трехмерные бабочки.
Комиссар биеннале Александр Лишневский на просьбу прокомментировать происходящее на Пушкинской, сказал, что не только этот проект, организованный молодыми, но и все проекты — а их более 10 — все имеют в своем адресе молодежь. Биеннале уже уходит в историю искусства в Ростове-на-Дону. Символично, что троллейбус ехал по Пушкинской, которая изначальна была пешеходной. То есть, он нарушил все правила движения, что характерно и для нынешнего актуального искусства.
Отвечая на вопрос, а художники ли представлены здесь, на Пушкинской, Александр ответил, что само слово «художник» — это слишком дерзко. До признания требуется много трудолюбия и удачи. Но биеннале — это шанс для молодых. Теперь он будет появляться у них раз в два года. Так что у всех, кто считает себя художниками, появилась возможность высказаться и быть услышанными.