Над чем смеялся и плакал Ростов в течение прошедшей недели
Перерыв в восемь лет сказался на подборе спектаклей театров из российской провинции на только что закончившемся IV Всероссийском фестивале «Русская комедия». Далеко не все представленное вызывало смех, скорее, размышления о судьбе репертуарного театра сегодня.
Первое, что можно отметить, познакомившись почти со всеми спектаклями фестиваля — комедии в ее кристально чистом виде увидеть не удалось. Да, русской комедии не свойственен бездумный смех. В ней всегда есть элемент морализаторства, а также счетчик хорошего вкуса. Потому-то ее играть и трудно. Об этом говорил председатель жюри фестиваля, зампредседателя СТД России, народный артист РФ Евгений Стеблов.
Но посмеяться-то хотелось. И первый раз это удалось сделать аж на третий день фестиваля на спектакле «Роддом» по пьесе Алексея Слаповского. Как ни странно, это одна из немногих современных пьес на фестивале, не считая «Поминальную молитву» Григория Горина в исполнении Новошахтинского театра, с успехом показанную на Малой сцене театра имени Горького, и «Очень простую историю» Марины Ладо, снискавшую гораздо меньший успех.
Правда, абхазский драмтеатр привез спектакль по рассказу блистательного Фазиля Искандера. Но этот автор сегодня уже также может быть причислен к разряду классиков. А спектаклем «Роддом» театра «Самарская площадь» режиссер Евгений Дробышев спокойно — то есть, без «чернухи» и нецензурной лексики — доказал, что современная драматургия не всегда непонятная заумь, и современная комедия может быть очень смешной. Неординарный сюжетный ход — женщины в роддоме разговаривают со своими еще нерожденными детьми — дали возможность развернуться актерским дарованиям этого муниципального театра из Самары. Ведь дети не просто беседуют с мамашами, но пытаются повлиять на свою дальнейшую судьбу!
Из 15 спектаклей фестиваля три — по произведениям русского писателя украинского происхождения Николая Гоголя. Общий недостаток этих спектаклей — горилка со сцены лилась рекой! Особенно в «Панночке» пермского театра «У моста». Самому спектаклю уже около четверти века. Может быть, где-нибудь в начале 1990-х он и смотрелся как некое откровение, но сейчас все показанные, правда, не без выдумки ужастики, впечатление производят небольшое. Хотя один ребенок в зале и заплакал от страха.
И это еще одна проблема — привезенные спектакли не все так уж «молоды». А «что носилось» с успехом еще 10 лет назад, сегодня смотрится несколько устаревшим — настолько быстро сегодня меняются реалии и в жизни, и на сцене.
Еще одна проблема, бросившаяся в глаза — кадровая. В спектаклях много актеров «третьего возраста», играющие возраст средний, потому выглядевшие странновато. В спектакле оренбуржцев «Очень простая история» молодые герои годятся актерам, исполняющим роли их родителей, скорее, во внуки. Но, строго говоря, и этакий выбор можно простить постановщику. Но что делать с отсутствием сценического обаяния?…
Но, может быть, дело не в возрасте, а в умении режиссеров работать с актерами, увы, изрядно подрастерянное в наши бурные времена?… Кречинский в исполнении Михаила Разумовского (спектакль Санкт-Петерубргского академического театра комедии имени Н. П. Акимова в постановке Татьяны Казаковой) также не молод, но до чего же обаятелен этот циничный игрок! Как ловко обольщает всех дам, да и самого Муромского, как жадно хочет продолжить игру — и не только за карточным столом! Этот актер удостоен премии «Золотой софит», а такую награду в культурной столице России абы кому не дают. И уж совсем не молод Расплюев в исполнении народного артиста РФ Михаила Светина. Этот актер оправдывает народную любовь, сложившуюся к нему из-за работ в кино. В представлении этого мелкого шулера он следует традиции великой русской литературы защиты «маленького человека». Его Иван Антоныч слаб, жалок и постоянно голоден. При этом он смешен и трогателен одновременно.
Нельзя не сказать о непонятных принципах отбора спектаклей на фестиваль. Критерии «лучшего» так и не были озвучены критиками. Но позвать в Ростов оренбургский спектакль по пьесе Марины Ладо «Очень простая история», который по режиссерскому решению и рядом нельзя поставить со спектаклем Ростовского Молодежного по той же пьесе, с точки зрения автора этих строк, выказать явное пренебрежение к ростовчанам. Приходится думать, что в таком «отборе» сыграли свою роль явно причины нетворческого характера.
Гостем фестиваля стал Абхазский государственный драматический театр имени С. Чанбы со спектаклем «Махаз» по рассказу Фазиля Искандера. Он игрался на абхазском языке и игрался замечательно. И здесь уже были неважны и возраст актеров, и сложность восприятия двух одновременно звучащих текстов (из динамика шел русский текст), и явно неподходящая для этого спектакля сцена областной филармонии. Важны были полная отдача и искренность исполнения, наивная и абсолютная вера в то, что делают артисты, прекрасная «минималистическая» сценография. Этот спектакль — хороший урок всем нашим театрам, которые порой жалуются на сложности своего существования. Абхазский театр под руководством Валерия Кове не просто выжил во время военных действий (о зарплате тут и речь не стояла!), но и стал лауреатом многочисленных международных фестивалей.