Без положительного героя
В Ростовском академическом театре имени М.Горького Богдан Петканин поставил «Доходное место» Островского как настоящую комедию.
Здесь действительно можно смеяться над всеми — и одновременно радоваться за театр, получивший в свою афишу столь блестящий спектакль. Прежде всего, восхищает (по-другому и не скажешь!) тот факт, что каждый исполнитель четко знает, зачем он существует на сцене. Взять Жадова, которого всегда изображали страдальцем за истину. У Алексея Тимченко это благополучный паренек с университетским прошлым и богатым дядей-покровителем. Не благодаря ли последнему обстоятельству он так смело обличает своих коллег-чиновников?! При этом, правда, незаметно, чтобы он был озабочен трудами.
Тень на его чело укладывается после женитьбы — когда и дядя отказал в теплом местечке, и жена хочет жить «по-человечески», что выражается в желании иметь модные шляпки и наряды.
А уж про остальных героев — тех же чиновников — и говорить не приходится: взяточники, они где угодно взяточники, они же лизоблюды, они же навсегда согнутые в пояснице. Но добивает главного героя-«правдоискателя» не «свои», а то
т самый пресловутый быт и семейное «счастье». На пике этого обывательского представления о счастье — Фелисата Герасимовна Кукушкина в исполнении народной артистки РФ Татьяны Шкрабак. Ей уже довелось играть озабоченную такими же заботами мамочку в «Бешеных деньгах» по тому же Островскому. Но там — дворянка со своими представлениями о лучшей жизни. Здесь представительница того же класса, но которую бедность сделала цепкой, хваткой и весьма неразборчивой в средствах. Она муштрует дочек на ловлю женихов, как опытная гончая. Да и сама не против позаигрывать (как она это делает, нужно видеть!), забыв про годы, с начальником потенциальных мужей своих дочек. В этой сцене чиновник Аким Юсов (заслуженный артист РФ Олег Ширшин) предстает опытным ловеласом, за мундиром которого бьется за 33 года семейной «тюрьмы» неостывшее сердце.
На самое главное — все это смешно до невероятного! И гульба чиновников в трактире (один танец Юсова чего стоит! Его превосходительство отводит душу), и телодвижения Полины (Елена Золотарева) и Юленьки (Екатерина Березина), издалека напоминающие и канкан, и мазурку, и полонез; и символ бедности — обеденный стол, совмещенный со швейной машинкой.
Бедняга Жадов, униженный и растоптанный нищетой, читает свой бессмертный монолог (мол, не я слабый, а другие, которые придут после, вам, «крапивному семени», еще покажут), качая детскую коляску. И, несмотря на сочувствие к нему, зал опять смеется, так как времена меняются, а человеческие пороки неизменны.
Актеры театра им М. Горького
Ростовский театр драмы им М Горького
Другие театры Ростова
Ростовский музыкальный театр
Молодежный театр (ТЮЗ)
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол