IT-разрыв
Есть две проблемы, которые мешают информатизации сферы образования. Их неоднократно озвучивали участники Х Южно-Российской межрегиональной конференции. Это низкая готовность педагогического сообщества к использованию электронных ресурсов и и катастрофически низкое их качество.
По словам министра общего и профессионального образования Ростовской области Игоря Гуськова, технические аспекты проблемы информатизации образовательного пространства Ростовской области решены. В школах области используются 30308 компьютеров, из них в учебном процессе — 26962, остальные — в системе управления образованием. На один компьютер в 2010 году приходились 13,5 ученика, что гораздо лучше этого показателя по России. 82 процента из всех компьютерных классов области работают с выходами в созданную локальную сеть и в Интернет. На обновление и финансирование работы компьютерного парка в 2011 году запланировано использовать 188,7 миллиона рублей, в 2012-м — 195,25 миллионов. Финансирование внедрения свободного ПО запланировано в этом году на уровне более 12 миллионов рублей, в результате его получат чего более 37 процентов всех школ области. Уже идет дистанционное обучение детей-инвалидов, планируется образование Центра дистанционного образования для работы с одаренными детьми.
По словам Игоря Александровича, созданы и механизмы стимулирования учителей на применение электронных образовательных ресурсов. В связи с этим за три года повысили свою квалификацию 40 процентов учителей-естественников и 39,4 процента учителей-гуманитариев. Для этого, по словам Валентины Гончаровой, проректора ИПК и ПРО по организационно-методической работе, в институте имеются шесть современных лабораторий, где учителей учат не только самим технологиям, но и возможности овладевать новыми формами общения и с коллегами, и с учениками. Повышают свою квалификацию учителя и в Южно-Российском центре информатизации образования ЮФУ, где, по словам его директора Льва Крукиера, только кошки не имеют персональных компьютеров.
И тут Ростовская область несколько опережает Россию, но проблемы остаются. Данные соцпроса Фонда общественного мнения по Ростовской области сообщил участникам конференции Вадим Гришкун, завкафедрой информатизации образования Московского городского пединститута. Вот уж где сельские школы почти сравнялись с городскими. Из опрошенных шести школ на селе и шести городских все имеют компьютерные классы, а также выход в Интернет. Шесть сельских и пять городских школ имеют собственные Интернет-ресурсы (читай — сайты), почти все — электронные адреса. Правда, заметила Ирина Розина, профессор ИУБиП, президент Российской, коммуникативной ассоциации, попытки связаться с этими школами по указанным ими самими e-mail в 75 процентах успеха не имели. Значит, не работают адреса, значит, созданы для «галочки»…
Она же, Ирина Николаевна, развеяла и другие мифы, связанные с официальными результатами. По развитию ИТК ЮФО находится на последнем месте среди всех федеральных округов РФ. И если по официальным данным школьники заходят в Интернет за информацией с таких образовательных ресурсов, как 5ballov.ru и ege.edu.ru, то согласно исследованиям самих пользователей, самым популярным среди них является ведение блога, а также посещение социальных сетей. То есть, наши дети, названные «поколением Z», испытывают дефицит общения! Но как сделать так, чтобы общение виртуальное стало и познавательным для них — в том числе? Как сделать так, чтобы поколение «Х» (рожденные в послевоенное время и в 1960-е годы) говорили на одном языке с поколением «Z»? Ведь по данным ФОМ только пять процентов старшеклассников не пользуются Интернетом. 20 процентов пользуются активно каждый день, а каждый шестой ученик живет в Интернете как абориген. При этом средний возраст учителей составляет 30-49 лет, а преподавателей вузов — около 50. Разрыв — налицо. Как снивелировать его или хотя бы сделать его минимальным. Об этом и говорили участники конференции.