Новогодние приключения в донских театрах
Представления для юных зрителей в преддверии 2012-го в очередной раз продемонстрировали отношение театров к подрастающему поколению своей аудитории. Оно оказалось не везде тем, которым хотелось бы его видеть.
Так и не успев использовать по назначению свои маскарадные костюмы — в хороводе под елкой — девчонки и мальчишки, пришедшие в Ростовский академический театр драмы имени М.Горького, спешно были приглашены в зрительный зал, где их ждала сказка про Емелю.
Не зря так торопились скоморохи, которые в этом году оказались под елкой практически в каждом из донских театров: сказка оказалась такой длинной, что в финале зал уже шумел, выказывая усталость. Хотя сама задумка была интересной, и как только сказку не рассказывал голос откуда-то с небес, а её показывали (режиссер Ирина Морозова, Украина), становилось действительно интересно. Как всегда, самой обаятельной оказалась нечистая сила — Кащей (Артем Шкрабак), Леший (Александр Богданов). Кикимора (Юлия Борисова). А чудес оказалось маловато: и ведра как-то мало бегали по сцене, и печка лениво двинулась пару раз. А ведь именно под Новый год и ожидаются чудеса.
В Музыкальном театре пело и танцевало тридевятое царство. И вроде бы все хорошо — ярко, звучно, многолюдно, да, если разобраться, многое нехорошо. Начинаются нелепицы со сценария, автор которого пожелал остаться неизвестным. Почему Иван-стрелец (заметим, не царевич!) в поисках жены пустил стрелу, непонятно: вроде и лицом вышел, и смелостью не оделен? Неужто к девицам подойти боится?… И далее одни вопросы, но главный таков: и здесь почему-то сказку рассказывают те же (!) скоморохи, да и происходящее на сцене часто идет под их комментарии. А где же режиссер, который (в нашем случае, которая) призван материализовать все эти комментарии в сценические метафоры? Увы, как раз этого-то, то есть, тех самых чудес, «Приключениям в тридевятом царстве» и не хватает…
По мнению автора этих строк, маленькие зрители должны просто выползать из зала Ростовского кукольного — такая лавина света, звука и блесток на костюмах обрушивается на них в течение часа новогоднего представления! Поставлено оно по мотивам мультфильма про бременских музыкантов, но герои настолько не те (одни «разбойники», они же дамы весьма вольного поведения чего стоят!), что диву даешься! И где это видано, чтобы новогоднее представление начиналось автоматной очередью?!… В зале-то все-таки малые ребятишки!… А «вау!» Трубадура, повторение которого он требует от зрительного зала?! Похоже, автор этого действа Алексей Климашевский забыл про то, что проживает в России…
Но сюжет не виноват, что его так используют, что и доказал Шахтинский драматический театр. Его главный режиссер Алексей Сергеев также для сценария новогоднего представления использовал сюжет мультфильма про бременских музыкантов. Но здесь Принцесса сбегает из дворца… в избушку Деда Мороза, который обучает ее и петь, и танцевать. В результате девушка, становясь Снегурочкой, вливается в ряды дружного бременского коллектива. Все происходит легко, логично и весело. Молодежь театра, занятая в этом представлении, явно получает удовольствие, изображая музыкантов-животных, а Трубадур-Николай Фомин, похоже, после этого представления станет кумиром шахтинских девушек.
Перенесение самого известного российского села Простоквашино под Таганрог не спасло новогоднее представление в Таганрогском Чеховском театре. Увы, дословное повторение известного мультика (опять!) на сцене было обречено на неудачу с самого начала, так как в театре не было своего взгляда на эту историю…
Совершенно очаровательным оказался «Щелкунчик» в Новошахтинском муниципальном театре драмы. Режиссер Ксения Торская (это уже шестая ее постановка в театре) сумела выстроить на сцене известную сказку так, что все смотрели ее как бы заново. Все дело — в отлично созданных характерах, прежде всего, Мышульды и Мышульца. Исполнитель последнего Михаил Сопов пользовался особой популярностью у юных зрителей. Здесь, как и в Шахтах, водили хоровод вокруг елки, что во многих театрах наблюдать не удалось. А ведь совсем непонятно забвение этой извечной русской традиции. А здесь елка — на колесиках! При необходимости оказывается она в середине зала — пожалуйста, хороводьтесь! А задумал Дед Мороз устроить концерт ребячьей самодеятельности — уехала елка в свой угол, но ведь новогодней красавицей-то так и осталась!
В эти новогодние праздники в Ростовском Молодежном впервые сделано представление для самых маленьких — от 0 до пяти лет (так — в анонсе). Спектакль «Находка скомороха» идет на Малой сцене, автор ее сценария и постановщик — артист Александр Семикопенко.
Здесь с первой минуты устанавливается контакт со зрительным залом. Как ни странно, родители к возрастным ограничениям отнеслись со всей серьезностью: в зале замечены лишь пара девочек старше 10 лет. Два скомороха проходят по рядам и здороваются нежно и ласково — полное впечатление! — с каждым. Еще бы потом не ответить на призыв и потанцевать, сидя в кресле, и ручки погреть, и снежками закидать Бабу Ягу, которая тут же перевоспитывается и радостно кричит о том, какая она теперь хорошая. Маленькие зрители до того почувствовали себя в этом зале как дома, что выскакивали на сцену (чему актеры были только рады!). Они так и принимали бы участие в действии, если бы родители не возвращали их на места. В итоге из большого яйца, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор, вылупился маленький символ года — зеленый Дракончик, которого тут же стали убаюкивать Дед Мороз со Снегурочкой под бурные восторги зрительного зала.
Вот таким получился Новый год для ребят в театрах. Остается ожидать, какое влияние он оказал на любовь (или — наоборот!) маленьких зрителей к этому виду искусства.