Пиковая окрошка
Долгожданная премьера в Ростовском государственном музыкальном театре вызвала у зрителей противоречивые чувства, чего постановщики спектакля, кажется, не ожидали.
Из заявлений на пресс-конференции, предваряющей премьеру следовало, что и режиссер Константин Балакин, и дирижер – заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой маски» Александр Анисимов – ни единой буквой либретто, ни единой нотой партитуры не поступились. Предъявлять счет к нотам (а также к темпам, которые многие считают слишком замедленными, что очень мешало солистам) будут специалисты. Простой зритель оценивает прежде всего рассказанную (спетую!) историю и то зрелище, которое она собой представляет. О невнятности и даже некотором абсурде оперных либретто написано много. Не миновала сия чаша и «Пиковую даму».
Пусть кто-нибудь объяснит автору этих строк, откуда Елецкий узнал всю историю и пришел мстить Герману в игорный дом? Он что, пытал горничную, которая только и была в курсе всех событий?!
К несуразностям, автором которых является Модест Ильич Чайковский, добавились и те, который позволил себе внести режиссер. Раскроем тайну финала оперы: все персонажи остались в живых и даже в добром здравии. Оказывается, все происходящее было сном попросту напившегося Германа. И начинаешь уже замечать штампы, которые сложились в голове еще совсем молодого главного режиссера Ростовского Музыкального. И Рудольф в «Богеме» у него в финале полз куда-то вверх по крыше (зачем, так и не стало ясно), и Герман, протрезвев, взбегает куда-то вверх по лестнице, оставляя праздную толпу у своих ног.
Кстати, она, толпа, как всегда в этом театре, великолепна. Массовые сцены – самое сильное место в спектаклях Ростовского Музыкального: никогда хор не стоит по стойке «смирно!». Хористы поют, танцуют, умеют носить костюмы в конце концов, создавая образы, каждый из которых индивидуален и неповторим.
А что же главные герои? Приглашенный из «Геликон-оперы» заслуженный артист РФ Вадим Заплечный (Герман) не произвел впечатление великого профессионала, каким его характеризовали создатели спектакля на пресс-конференции: нелепая сгорбленная фигура, угловатые движения, отсутствие хоть какого-то обаяния. То, что этого героя постоянно характеризуют бедным офицером, вовсе не дает право художнику одевать его как кучера. Елецкий (заслуженный артист РФ Петр Макаров), несостоявшийся жених Лизы, одет великолепно. Но это не спасает от нелепостей в его поведении. Известнейшая ария, где он признается в любви и понимает, что нелюбим, исполняется артистом…. ширме, за которой переодевается к интермедии на балу героиня. Нарядившись, она отдает ему кольцо, судя по всему, обручальное и уходит. А Елецкий продолжает страдать, обращаясь по-прежнему к ширме, даже не прореагировав на окончательный разрыв с невестой ни голосом, ни движением. Театр – да и только!
А если прибавить ко всему сказанному пистолет, который был припрятан у Графини в туалетном столике (она выхватывает его при виде Германа), и незабываемый вид черных сапог героя на белых простынях постели старушки (пришлось таки ему туда залезть, чтобы уговорить раскрыть тайну трех карт!), то описание «оживляжа» известного сюжета окажется полным. Модест Ильич отдыхает!
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.
Ростовский музыкальный театр
Другие театры Ростова
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол