купить авиабилеты через интернет https://e-bilet.com.ua

Гривна forever!

Аланская гривна из Золотой комнаты Краеведческого музей Ростовской области

Если бы та знатная аланская женщина, погребение которой нашли в 1987 году в поселке Александровка Ростова-на-Дону, знала, что ее украшение станет символом своеобразия культуры Дона, наверно, никогда бы в это не поверила!…

Тем не менее, это действительно так: логотип ХII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры украшает именно этот экспонат зала особого режима «Сокровища донских степей» Ростовского областного музея краеведения. Этот вариант одержал победу среди других 40 вариантов логотипов, то есть, выдержал испытание суровое. Его автор — Ирина Баркова, член Союза дизайнеров России, окончившая отделение графического дизайна Южного федерального университета. Но почему же именно логотип с гривной был выбран в качестве победителя и будет встречать гостей съезда, которых ожидается более 250 человек со всех концов страны?

Как пояснил заместитель губернатора Игорь Гуськов, это наиболее удачное решение поставленной задачи — представить узнаваемый объект, предмет, который характеризует богатейшее археологического наследия края.

Обнаружено это произведение ювелирного искусства в кургане № 10 Кобяковского курганного могильника сотрудниками археологического лаборатории тогда еще Ростовского госуниверситета. Экспедицией руководила археолог Татьяна Прохорова. По ее словам, это захоронение датируется концом первой четверти П века нашей эры.

Обидно, что сам курган — а это на самом деле сложное сооружение — в своей надземной части был уничтожен. А в захоронениях столь знатных особ всегда интересна и та, уничтоженная часть.

Предметы, подобные гривне, у древних иранцев являлись символом царской власти. По мнению Татьяны Прохоровой, в центре гривны, скорее всего, изображен мифический царь-жрец в момент принесения жертвы в виде священного возлияния. Справа и слева от центральной части гривны трижды повторен сюжет борьбы трех фантастических демонов с драконом.

Использование различных техник обработки металла и поделочного камня говорит о высоком уровне ювелирного искусства мастера, создававшего это произведение искусства: у изображенного человека хорошо различимы ногти на руках, глаза, пряди волос в бороде. Костюм и характерные детали одежды центрального персонажа аналогичны образцам иранской монументальной пластики.

Однако найдена была гривна вовсе не в том прекрасном состоянии, в котором сегодня предстает она зрителям. Понадобилось несколько месяцев реставрации в мастерских Государственного Эрмитажа (реставратор Алексей Бантиков), после чего этот экспонат занял свое место в зале «Сокровища донских степей». Это шейное украшение вместе с другими экспонатами этого зала побывало на выставках в музеях России и за рубежом, вызывая неподдельный интерес и восхищение искусством древних мастеров.

Сегодня этот предмет является уникальным среди мировых шедевров археологии. Потому он и выбран символом материальной культуры наших предков.