Индивидуальна для каждого ребенка

Учитель Ирина Савченко и ученица 3 Б класса Маша Мартынова

Новый федеральный образовательный стандарт предполагает появление и новой системы оценки результатов, которые школьник достигает в ходе учебного процесса. О том, как в одной из батайских гимназий такую новую систему разработали, внедрили и не побоялись всем рассказать об этом, и довелось выяснить, побывав в этом учебном заведении.

Батайская гимназия № 7 — победитель муниципального конкурса 2013 года «Лучшее образовательное учреждение года». Статус гимназии учебное заведение получило в 2007 году. В 2014 году ей исполнится 120 лет.

По словам Елены Лазаревой, замдиректора по учебно-воспитательной работе, новые федеральные стандарты предъявляют новые требования к результатам, которых достиг ученик на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Раньше речь шла только об оценке результатов в освоении предмета, так что прежняя система не позволяет определить, чего же достиг ученик на других уровнях. Понятно, что все школы что-то подобное у себя создали, но говорить об этом вслух пока никто не спешит. Преподаватели же гимназии № 7 сообщили о достигнутых результатах и на областном уровне: гимназия является базовой площадкой ИППК и ПРО, и в этом учебном году на эту тему ее преподавателями был проведен областной семинар.

Привычный школьный журнал не отвечал новой системе, так что помимо него педагогам теперь приходится заполнять и рабочий журнал учителя, где и фиксируются и метапредметные, и личностные результаты.

У каждого из учеников теперь есть свое портфолио, куда и заносятся результаты выполненных заданий, которые могут просмотреть не только школьники, но и их родители.

То есть, основное отличие в том, что система индивидуальна для каждого ребенка.

В будущем это коснется каждого из 1044 учеников школы. Сегодня система работает в трех классах начальной школы, где и внедрены новые федеральные образовательные стандарты.

Пока система весьма объемна и весьма трудозатратна для педагогов, но со временем она будет совершенствоваться и, скорее всего, упрощаться. Но главное в том, что она способствует тому, на что нацелен стандарт — саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации ребенка.

По окончанию начальной школы ученик должен знать, овладел он программой на базовом уровне, повышенном или высоком. И нужно еще понять, говорит Елена Дмитриевна, как это ему преподнести. Предстоит еще придумать, как будет выглядеть документ, фиксирующий достижения школьника на предметном, метапредметном и личностном уровнях.

По словам Ирины Савченко, руководителя методического объединения учителей начальной школы гимназии № 7, теперь учителя обязаны представлять и себе, и родителям, и самим ученикам динамику их развития. Методики разработаны в этом области давно, и педагоги собрали их воедино, разобравшись в том, какая из них показывает нужные результаты. Разработаны методики и для учителей — что нужно делать на уроках или в ходе воспитательной работы, чтобы повысить уровень результатов ученика до желаемого.

По новым стандартам ребенок вовлекается в систему оценивания друг друга. «Мы вместе с ними, — рассказывает Ирина Федоровна, — разрабатываем критерии — за что можно получить пятерку при ответе на уроке математики по определенной теме, за что — на уроке русского языка, на что — на уроке литературы». И оценивая другого, ученик, которого следом вызвали к доске, стремится к тем критериям, за которые только что проголосовал сам. При этом все понимают, что просто так оценка не ставится — любую нужно заработать. При этом каждый ученик может расти, все зависит только от него.

На сайте дневник.ру образован виртуальный методический кабинет гимназии — это помощь всем учителям в течение 24 часов в сутки. Здесь же муниципальные задания выкладываются вместе с «ключами», и учителя могут готовить учеников к олимпиадам.

— Так что рабочее место учителя сегодня — за компьютером, — смеются учителя, — от информационных технологий — никуда.