Без медалей, но – с реформой

В последнее время сделано несколько шагов, которые, с одной стороны, поправляют, с другой — кардинально меняют кое-что в такой сфере, как образование. Разберемся, хорошо это или плохо.

Для начала — об отмене медалей. Когда преимущества при поступлении в вузы для их владельцев отменили в 2010 году, думаю, многие выпускники облегченно вздохнули. Ведь не так много людей действительно по заслугам их получали: они давали преимущества тем, кто зачастую «вызубрил» награду или попросту «договорился» со школой. При этом действительно талантливые ребята в выбранный вуз не попадали: при увлеченности чем-то одним не так часто обращаешь много внимания на другие предметы

Да и самому-то вузу выгодней иметь абитуриента, увлеченного будущей профессией, а не того, кто «на всех дистанциях пришел первым». Не потому-то после первой же сессии среди неуспевающих находились и бывшие «медалисты», а сколько таковых отчисленных в МГУ?!…

Казалось бы, нет преимуществ — гонка за медалями должна утратить свою актуальность, ан — нет!

— По факту, в последние годы наличие золотой и серебряной медали не учитывалось вузами и не предоставляло ее обладателю иных льгот, как это было ранее. Медали стали выдаваться в огромном количестве, тем самым этот почетный в советское время знак отличия был дискредитирован в глазах общественности, — объясняют в Минобрнауки свое решение об отмене медалей.

В 2014 году выпускники 9-х и 11-х классов получат новые аттестаты. Ученикам 9-го класса по его окончании будет выдаваться аттестат фиолетового цвета (ранее — кофейного), а отличникам — красный «диплом» (ранее — зеленый). Выпускники 11-го класса получат аттестат сине-голубого цвета (ранее — синего), а отличники — естественно, красного (ранее — вишневого).

Воистину, в России нужно жить долго, чтобы дождаться реально значимых перемен — особенно в сфере борьбы с коррупцией…

Обнародована новая Концепция реформы педагогического образования в России. То, что нынешняя подготовка педагогов является устаревшей и требует перемен, понятно всем. Многие директоры школ расскажут о том, как порой не любят детей выпускники педвузов, да и профессиональные их знания оставляют желать лучшего. Не потому ли по итогам мониторинга российских государственных высших учебных заведений в 30 из 42 педагогических вузов нашли признаки неэффективности?! Дело дошло до того, что в следующем мониторинге предложено педагогические вузы свести в отдельную группу и исследовать их деятельность по иным, чем все остальные вузы, критериям.

В рамках концепции предложено сделать в педагогических вузах упор на практической работе, а не только на теоретическом материале. Причем практическая работа должна быть организована вузами совместно с колледжами и школами. Также, считают в Минобрнауки, стоит повысить требования к абитуриентам — и не просто повысить планку для количества баллов ЕГЭ. Речь идет о собеседовании (или тестировании), которое пройдут абитуриенты педвузов на ту самую профпригодность.

В вузах появятся программы универсального (учителей-предметников) и педагогического бакалавриата (будет открываться в колледжах, пединститутах и выпускать, например, учителей начальных классов), будут развиваться магистерские программы для тех, кто уже имеет непедагогическое высшее образование и хотел бы прийти в школу. Студенты-непедагоги, которые захотели стать учителями, получат такую возможность, пройдя специальные программы подготовки. В концепции также оговорено, что студенты смогут выбирать индивидуальные траектории образования.

У учителей с магистерским образованием будут повышенные оклады, а студентам и стажерам теперь будут оплачивать педагогическую практику и стажировку в школах. Появится магистратура для учителей-методистов и управленцев.

Насчет распределения бюджетных мест пункт также очень важный, поскольку согласно официальной статистики лишь 10 процентов выпускников педагогических вузов идут работать в школы. Правда, теперь закон «Об образовании в РФ» предусматривает штраф для того, кто учился в вузе по целевому набору, а до места будущей работы «не доехал». Штраф предусмотрен и для того, кто направил будущего студента на учебу, а потом на подготовленное для него место его не взял.

Словом, много чего хорошего предусмотрено, остается надеяться, что практика станет не отвергающим критерием истин, заложенных в концепции. В 2014–2016 годах в 25 регионах страны в тестовом режиме проверят ее на деле.

В региональном министерстве общего и профессионального образования, вероятно, считая этот пилотный проект государственной тайной, отказались дать ответ, участвует Ростовская область в данном эксперименте или нет.