Оснований для паники нет!

Приказ Минобрнауки, который внес коррективы в списки обязательных экзаменов для поступления на тот или иной факультет вузов, вызвал некоторую панику среди будущих абитуриентов. 14 февраля в Ростове-на-Дону находились глава Рособрнадзора Сергей Кравцов и директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев. Они и прокомментировали ситуацию.

Как заявил Сергей Кравцов, оснований для паники нет, речь в данном случае идет об упорядочении дополнительных экзаменов. Никаких изменений для ученика в условиях сдачи Единого государственного экзамена в этом году не будет.

Все дело в том, что проект приказа Минобрнауки, который определяет список обязательных экзаменов для поступления на то или иное направление подготовки в вузе, был опубликован для обсуждения примерно шесть месяцев назад, и на него никто не обращал внимание. А когда он недавно был зарегистрирован Минюстом, неожиданно, и что любопытно — со стороны Студенческого союза — поступили мнения, что это ограничивает права будущих студентов. Это не так, считает Александр Соболев.

На самом деле ограничения касаются избыточного перечня экзаменов, который имелся в университетах. Ведь в ведущих университетах было зачастую 10–12 экзаменов, когда студента заставляли сдавать дополнительно к тем профильным, которые были в основном списке. Сейчас этот дополнительный список ограничили четырьмя испытаниями.

Будущим студентам, кроме сдачи сертификата ЕГЭ, не нужно теперь, к примеру, проходить по английскому языку дополнительный экзамен, где проверяется и акцент, и прононс, и другие частные особенности. То есть, мы пошли навстречу абитуриентам в разумном ограничении требований со стороны вузов, заявил директор департамента.

Четыре предмета — это, прежде всего, русский язык. Умение грамотно писать, грамотно оформлять письменную и устную речь сегодня, в век коммуникаций, является очень важным. Далее следуют предметы, которые являются важными для изучения определенных дисциплин — к примеру, математика и физика для инженеров.

Если раньше вуз мог объявлять единый конкурс на всю группу подготовки, скажем, экономику, то теперь он может объявить разные конкурсные условия: есть ведь прикладная экономика, есть финансовая математика. То есть, одна кафедра может выбрать один предмет для своих абитуриентов, другая — другой.

Есть еще один дополнительный предмет, который может выбрать вуз из списка, который касается данной образовательной программы. Но общее количество экзаменов не должно быть больше четырех. В ведущих университетах, которые взяли курс на достижение мировой конкурентоспособности, дополнительным экзаменом может быть иностранный язык.

На взгляд Александра Соболева (он подчеркнул, на его субъективный взгляд), основу для возмущения может составлять тот факт, что абитуриенты занимались с репетиторами и, теперь затратив огромные на эти занятия деньги, они, как выяснилось, не должны сдавать дополнительные экзамены. То есть, здесь нет позиции студентов, а, скорее, позиция репетиторского лобби.

— Замечу, — продолжил Александр Борисович, — что каждый год именно в эти сроки, то есть, до 15 февраля Минобрнауки публикует приказ, который регламентирует порядок организации вступительных испытаний, с которыми вузы согласуют условия приема. И в этом году ничего экстраординарного нет.

Еще одна возможная причина для «возмущения»: в некоторых вузах вообще не был наведен порядок во вступительных испытаниях, при огромном наборе. И непонятно, из каких соображений там устраивались вступительные испытания помимо предъявленных сертификатов ЕГЭ.