Театр социума

В Новочеркасске состоялось удивительное событие, аналогов которому на просторах России, пожалуй, и не сыскать. Здесь прошел фестиваль форум-театров. Его организаторы — общественные организации Союз женщин Дона (Новочеркасск, Россия) и немецкая женская организация «ОВЕН» (Берлин, Германия), а также редакция газеты «Частная лавочка». Поддержали женщин Общественная палата Новочеркасска, администрация города, общественная организация психологов и социальных работников «Анима».

Что такое форум-театр? в России, где он делает лишь первые шаги, нужно объяснять. Это поиск вместе со зрителями путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации, которая представлена на сцене. Да, да, вы не ошиблись — возможные пути исправления  ситуации ищут именно зрители, которым предложено активно вмешиваться в действие: на представлениях форум-театра они могут подниматься на сцену и попытаться изменить сюжет пьесы — а значит, и самой жизни.

В таких театрах играют, как правило, актеры «из народа», а потому их надо было обучить не только методике форум-театра. но и азам актерского мастерства, что и происходило в течение полутора лет до состоявшегося в Новочеркасске фестиваля. Желающих учила «властвовать собой» на сцене и не только в Новочеркасске, но и в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, в Чеченской республике аргентинская актриса, нынче проживающая в Германии Мирелла Гаубиатти. Причем задача была собрать «актеров» разновозрастных, так как среди задач форум-театра обозначен не только межнациональный, межконфессиональный, но и межпоколенческий диалог.

Все эти обученные самодеятельные труппы собрались в столице донского казачества. Помимо друзей с Северного Кавказа на Дон приехали и санкт-петербуржцы.

Каждый из театров-участников разыгрывал свою сценку с избранной для разбора проблемой. Питерцы рассказывали о школьном конфликте учительницы и девочки, которая не хочет быть «как все». Школьная тема была взята на вооружение и театром из Кабардино-Балкарии: речь на сцене шла о неприятии новенького в классе. Осетины также разбирались с темой «коллектив и личность», но уже вне рамок школы, а чеченцы рассказывали о бюрократическом подходе к посетительнице в паспортно-визовой службе. Новочеркассцы (перед фестивалем в городе психологи работали с фокус-группами, выясняя актуальные для жителей города проблемы) выбрали для разбора со зрителями тему хамства водителей в автобусах.

Все это было представлено зрителям — учителям и социальным педагогам, школьникам, членам Общественной палаты города, на которых работа трупп фокус-театра подействовала настолько сильно, что от предложений изменить представленные ситуации не было отбоя. Джокеру (а именно так зовут человека, который в фокус-театре осуществляет связь зрителей со сценой) приходилось сдерживать людей, полностью погрузившихся в проблемы и предлагающих свой выход из представленных ситуаций.

Даже разыгравшаяся непогода не смогла прервать общение: начавшийся дождь заставил проводить заключительное мероприятие фестиваля не на летней площадке Александровского сада, как было задумано, а в Центре эстетического воспитания.

Но проведением самого фестиваля проект не закончен. И по его окончанию тренинг с самодеятельными труппами продолжился, поскольку в своих регионах они уже работали по методике фокус-театра и эту работу продолжать собираются и впредь. Так, питерцы уже успели таким образом пообщаться с солдатскими матерями, а самодеятельные артисты из КБР — с трудными подростками. А, судя по тому, какое впечатление работа фокус-театра произвела на новочеркасских педагогов, некоторые из них возьмут ее на вооружение.

Еще бы — форум-театр, влияя на интеллект человека через эмоции, формирует творческий подход к решению проблем, что сегодня крайне необходимо.