Режиссерские головы не подешевели!

Спекталь Последняя любовь Насреддина Новочеркасского театра

Под конец своего 189-го театрального сезона Донской театр драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской (Новочеркасск) представил постановку музыкальной комедии «Последняя любовь Насреддина». Композитор Александр Колкер создал ее на либретто Владимира Константинова и Бориса Рацера. Успех у зрителей превзошел все ожидания.

Еще бы! Режиссером-постановщиком этой премьеры стал главный режиссер Новосибирского музыкального театра Александр Лебедев, художник-постановщик — Александр Лютов. Интерес к спектаклю обусловлен еще и тем, что давненько восточная, как выясняется, очень актуальная нынче тема не посещала донские подмостки.

Ростовчанам Александр Юрьевич известен блестящей постановкой «Попрыгуньи» в Музыкальном театре, потому и приехали в Новочеркасск многочисленные ростовские деятели театра: количество заслуженных артистов на квадратный метр зашкаливало! Они-то понимали, что любая работа этого режиссера достойна внимания, и очень жаль, что увидели ее только жители столицы донского казачества, да их гости!….

Но как же так случилось, что известные советские «драмоделы» Рацер и Константинов, остроумием не блещущие, создали столь великолепное либретто: как же хорош сам сюжетный ход, когда с Насреддином пытаются расправиться, не вешая и не топя в пруду, а покупая спокойствием и сытой жизнью!

На этот вопрос ответил сам режиссер, напомнив, что 80 процентов текста этой комедии — афоризмы самого ходжи Насреддина, выдержавшие испытание более чем четырьмя столетиями.

Работа с труппой была проделана режиссером более чем титаническая: ну, не присутствовало такое ироническое отношение к своим героям ранее на этой сцене. И освоение такого способа существования можно считать очередной ступенькой роста артистов, стремительно «набирающих очки» благодаря работе с более чем профессиональными приглашенными режиссерами — за что спасибо нынешнему директору театра Полине Конышевой.

Особенно хорош артист Эдуард Мурушкин, полностью преобразившийся после «Простой истории», где он играл простого селянина — доброго пропойцу отца героя. Здесь он и ростовщик Нурбек, и начальник стражи эмира Мухтарбек. Первый жалок в своей старости и жадности ростовщик, второй — хитрый дурак, пляшущий под дудку этого ростовщика. И зачастую преображение актера идет прямо на глазах у зрителя, поскольку лишь взмахом рукава халата обозначается смена персонажей. Виртуозная игра, сопровождаемая громом аплодисментов!

Хороши и музыканты, они же опахальщики, они же евнухи — Алексей Ситников, Александр Воинов, Александр Барков, так же мгновенно преображающиеся, прекрасно поющие и двигающиеся актеры.

Но особое спасибо, наверно, говорят режиссеру молодые актрисы театра, все (!) занятые в качестве обитательниц гарема, да — каких обитательниц! Ну, ладно, все красавицы (тут и грим может помочь), но танцующие, изгибающиеся в восточной неге так, что дух захватывает даже у евнухов!…

Словом, вся труппа при деле и, как представляется, жаждет дальнейшей работы. А впереди «Бесприданница» Александра Островского. Этой премьерой начнется сезон, и ставить этот спектакль приедет такой же великолепный профессионал, как Александр Лебедев, художественный руководитель Орловского государственного драматического театра имени Тургенева Игорь Черкашин. И предвкушение этой премьеры есть «завтрашний праздник»!

Последние премьеры в донских театрах, похоже, говорят о том, что центр театральной жизни на Дону сегодня потихоньку перемещается в города области.

На снимке: Насреддин — Игорь Лебедев и музыканты.