Ростов-папа, область-мама, Дон-батюшка
В Ростове-на-Дону за круглым столом обсудили, каким быть бренду Ростовской области. Возможно, выводы экспертов не совпадут с мнением чиновников, также озабоченных этой проблемой.
Позиционирование области необходимо всем — власти, бизнесу, жителям. Бренд нужен для привлечения инвесторов и туристов. Но регион настолько полифоничен (многонационален, поликонфессионален, здесь диверсифицирована промышленность и в наличии — мощный АПК), что чем-то одним явно не обойтись.
— Бренд региону необходим, — подчеркнул директор туркомпании «Розовый слон» Алексан Мкртчян, заявивший, что в последние семь-восемь лет имидж области упал настолько, насколько он поднялся у соседей в Краснодарском крае. Одна из главных причин, по его мнению, плохая информированность всех и вся о происходящем на Дону.
С этим мнением солидарен медиа-аналитик Андрей Мирошниченко, выпускник РГУ. Для продвижения положительного имиджа региона, который сдал в последнее время изрядно, с точки зрения Андрея, нужно использовать потенциал вузов, чем успешно занимается Екатеринбург.
— Бренд области будет «лоскутным» из-за «молодости региона», — прозвучало мнение из-за океана (по скайпу) Алисы Гордеевой, руководителя компании Brandhouse. Ее поправил политолог Юрий Гиренко: «Не „лоскутность“, а сумма брендов!». А пиарщик Елена Ищенко предложила заменить слово «лоскуты» на «грани». Уточнил ситуацию эксперт Сергей Антонов: «Для всего этого нужна ось!», в качестве которой он предложил казачество.
В качестве одной из граней за круглым столом предложили обсудить продвигаемый правительством области бренд «Сделано на Дону». По словам Андрея Иванова, директора департамента потребительского рынка Ростовской области, речь идет об имиджевой привязке известного товара к региону. А это раки и вяленая рыба, цимлянские вина и комбайны, электровозы, вертолеты и многое другое. Однако бизнесмены-участники дискуссии заявили: им непонятно, что же получает бизнес, ставя на свои товары марку «Сделано на Дону»? Судя по вопросу вице-президента ТПП Ростовской области Светланы Абдулазизовой: «Мы хотели бы понимать, какая политика будет проводиться в этом направлении?», при уточнении позиций дело с утверждением этого бренда пойдет быстрей.
Постепенно разговор перешел на обсуждение имиджа донской столицы как лица области. Около 80 процентов приезжают в донскую столицу с деловыми целями. И с чем они здесь сталкиваются? «У нас очень красиво, — голос Алисы Гордеевой аж звенел от эмоций, — но еще более грязно!» «Испанские гостиницы гораздо дешевле. На набережной и автобуса поставить некуда! Благоустройство города никуда не годится. А ведь, чтобы привести все это в порядок, не нужны большие средства» — выразила мнение всех туроператоров директор турагентства «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева.
Но все же город известен и привлекателен такими нематериальными брендами, как красивые девушки (да и мужчины тоже!), южное гостеприимство, Левбердоном (как выясняется, с самой длинной в Европе улицей с ресторанами на любой вкус), гастрономией, вмещающей в себя кухни разных народов. Через город проходит трасса
М 4 — дорога к морю. Здесь будет строиться самый большой на юге аэропорт, и пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.
Что же все это может объединить? И тут участники круглого стола вспомнили вполне ожидаемое словосочетание «Ростов-папа». Речь шла о том, что криминальная составляющая этих слов уже начала подзабываться, из-за чего несложно перевести стрелки этого понятия на «надежный», ««степенный», «авторитетный в семье», «город с мужским характером», «глава южного региона». Да и становились же казачьи атаманы приемными отцами тех детей станицы, кто потерял своих родителей. Так что имидж «папы» стоит развивать — с этим были согласны все, вспомнив также про Дона-батюшку и присвоив области имя «матушки», которая и кормилица, и защитница.
На снимке: Дон всегда славился гостеприимством.