Back in USSR

Брежнев и четверо после бассейна

Миф о единственном концерте знаменитых «битлов» в Москве (то ли был, то ли не был…) лег в основу сюжета пьесы ростовского драматурга Сергея Медведева «Секретный проект «Жуки-64». На глазах возрождалась такая до боли знакомая действительность, что вызывало у зрителей и смех, и слезы одновременно.

Итак, сюжет, который в иных странах сочли бы абсурдным и невозможным, но, как выясняется, в СССР то, что пожелал легендарный генсек, ни абсурдным, ни невозможным быть не может. А пожелал Леонид Ильич в свой 64–й день рожденья, ни много, ни мало, услышать знаменитых «The Beatles».

На дворе 1970-й, ансамбль распался, но сообщить это всемогущему главе Политбюро единственной тогда партии не решается никто — ни Фурцева (Марина Любимова), ни Андропов (Юрий Добринский). Раз их нет, значит, их стоит воспроизвести. И на «роли» музыкантов командируются три рядовых и один сержант Советской армии.

Сюжет развивается стремительно, вот уже и Брежнев (Анатолий Матешов) барабанные палочки «Ринго Старру» (Евгений Овчинников) подарил, и в баньке с членами ансамбля попарился. А вот что будет с этими исполнителями дальше…

Написанная как трагикомедия пьеса поставлена (режиссер Владимир Рузанов) как комедия, что, увы, умаляет значимость спектакля. А ведь в пьесе описано недавнее прошлое не только смешно, но и страшно: особенно ясно это становится, когда один из бывших рядовых «битлов», а в финале генерал КГБ (Сергей Беланов) смотрит в окно на закопченный Дом правительства. На дворе — 1993, что он думает при этом, автор оставил догадываться зрителям, но налицо трагедия предательства самого себя…

Особенно хорош в спектакле Анатолий Матешов, исполняющий роль генсека-именинника, не пародирующий известные населению всего бывшего СССР привычки, но с их помощью рисующий и самодурство, и трагедию этого человека. К сожалению, знаменитый министр культуры «нарисована» одной краской, что обидно: не столь одномерной была на самом деле Екатерина Алексеевна.

И не случилась бы эта постановка, если бы не четверо ростовских актеров — Сергей Беланов, Александр Богданов, Евгений Овчинников, Алексей Тимченко — в своих театрах зачастую достойных ролей ждущие годами, здесь же получившие возможность не только сыграть нечто неодноплановое, но и показать свои музыкальные способности: играет и поет ливерпульско-советская четверка вживую.

«Театр 18+», представивший эту постановку зрителям — единственный театр в донской столице, отважившийся играть только современную драматургию. Именно сочинения о нынешних жизни нынче живущих авторов, а не переделанные киносценарии или адаптированную к сцене литературу. Не подвиг, но, как говорилось в известном фильме, нечто героическое в этом есть.