Гордость нации

Уже несколько лет в рамках областного центра дополнительного образования детей работает региональный организационно-методический центр дистанционного образования одаренных детей.  Довелось побеседовать  с Еленой Пшеничной, его руководителем, об итогах работы ушедшего учебного года и о перспективах на будущий 2014\2015 учебный год.

— Прошлый учебный год у нас был, можно сказать, урожайным. Наши дети посетили много мероприятий, которые принесли им и удовольствие, и пользу.

Отдыхали и занимались они в профильных сменах в лагере «Строитель» (Туапсинский район, поселок Вольный). Такую возможность центру предоставил РГСУ. Преподаватели РГСУ, которые с ними занимались, рассказывали, какое удовольствие они при этом получали. Учились и отдыхали наши ребята и на базе Адыгейского госуниверситета. Там сильная математическая школа, в этом году она проходила уже в 23 раз.

— Педагоги РГСУ – в восторге, а дети?

— Дети — тоже. В чем сложность дистанционного обучения? Ребят никто не ставит ни в какие рамки, его никто не подгоняет. То есть, речь идет о самоконтроле и самообучении. В конце учебного года мы общаемся с родителями, и они отмечают большие перемены в своих детях — даже на уровне ЕГЭ результаты внушительны.

— А на уровне регионального этапа всероссийской олимпиады?

— Мы проанализировали и это. Результативность наших воспитанников была значительно выше, чем у других школьников.

— А что можете рассказать об участии ваших ребят в международных фестивалях?

— Четверо наших ребят приняли участие в фестивале «Дети. Интеллект. Культура», который на Мальте проводил международный интеллектуальный клуб «Глюон», работающий под эгидой МГУ, фонда «Династия», газеты «1 сентября». На Мальте наши ребята защищали три проекта — один по биологии и два — по математике, три человека получили дипломы первой степени, один — второй.

— А что было в Испании?

— Там в октябре прошлого года прошла ХХII Международная олимпиада «Интеллектуальный марафон 2013». Наши дети представляли такие направления, как математика, физика, биология, экология. В рамках этих предметов были индивидуальные достижения и командные. Два диплома первой степени, второй — два, третьей — один завоеваны в командном туре. В индивидуальном туре наши дети завоевали пять дипломов первой степени, один — второй и три — третьей. И это при участии команд из 20 стран!

Руслан Сафронов из Гуково получил памятный знак имени И. Л. Соловейчик «Лучшему ученику-математику», а знак «Лучшему учителю-математику» был вручен Михаилу Гурову, который готовил ребят к этому марафону.

— И где же вы нашли такого замечательного педагога?

— Он же сам — олимпиадник. Когда проходили олимпиады на базе ЮФУ, он помогал в организации и проведении мероприятий, а потом плавно перешел к нам. И он у нас такой не один. В рамках интеллектуального марафона был проведен второй международный турнир имени Ломоносова. В нем приняли участие две наших команды учеников седьмых-восьмых классов. Тур был устный и письменный: по итогам у нас оказались одна золотая и одна бронзовая медали, спецнаграду получил Константин Посохов из Гуково — за то, что он был единственным, кто решил наивысшей сложности задачу.

— Наверно, в этом городе есть сильный педагог-математик?

— Да. И мы дорожим этим педагогом. Это Наталья Георгиевна Гончарова, руководитель филиала РГЭУ (РИНХ) в Гуково, сама по образованию математик, кандидат наук. И с малых лет она выявляет таких талантливых детей и ведет их.

— А есть ли у вас дети, которые обучаются не по одном направлению?

— У нас не более 40 процентов ребят, которые занимаются по двум предметам. По действующему законодательству мы не можем препятствовать выбору более чем одного направления. Но ребенку тяжело, что не понимают родители и педагоги, которые порой умоляют разрешить такое. Но представьте себе — одному только предмету отдается в неделю четыре часа, и это только общение с преподавателем. Плюс к этому большой объем заданий для самостоятельной работы. И если это не будет освоено, в следующую встречу общаться с преподавателем будет невозможно. Мы проанализировали и поняли, что второй предмет — это смежное направление: математика и физика, либо химия, либо информатика. Если это русский язык, то рядом — литература.

— А как вы отбираете учеников? Или берете всех желающих?

— Согласно положению о нашем центре здесь занимаются высокомотивированные дети. В основном, эти ребята — постоянные участники интеллектуальных конкурсов, фестивалей, олимпиад. Поскольку на местах видней эта самая мотивированность, отбор детей осуществляется на основании заявок.

— А вопрос с Интернетом каждый решает по-своему?

— Да, но если у ребенка есть желание учиться, но нет возможностей, то мы выходим на школу, на педагогов, чтобы решить этот вопрос. И, как правило, он решается. Есть территории, где просто плохо с Интернетом, и это — проблема.

— Что у вас в ближайших планах?

— В конце августа мы разошлем письма в управления образования муниципалитетов, вывесим на нашем сайте объявление о новом наборе в наш центр и будем принимать заявки. Скорее всего, в выходные дни сентября пройдет и личные встречи педагогов и учеников.

— И каковы же цифры набора в этом году?

— 1300 человек. Меньше, чем в прошлом году. Но если желающих будет больше, станем ходатайствовать об увеличении этого числа, поскольку отказывать ребятам в их праве заниматься в центре мы не имеем права. И еще в этом году наших ребят пригласили на тренинги по математике, истории, химии. Они проходят на базе МГУ, организатора заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников