Писали – про что знали

Сочинение

Писать сочинение было трудно во все времена – даже сказочные

Считается, что почти 100-процентная сдача первого итогового испытания в виде сочинения говорит об эффективной работе системы образования в Ростовской области и, в частности,  ее «отряда» преподавателей литературы. При этом отмечается и лояльность комиссий, которые проводили и проверяли сочинения. Но, как говорится, черт таится в деталях, совершенство — тоже. Довелось обсудить итоги этого экзамена с экспертами из Ростовского областного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Валентина Рыбникова, старший методист отдела филологии и искусства ИПК и ППРО, заслуженный учитель РФ: «Темы сочинений несколько успокоили ребят, то есть, они поняли, что никакой катастрофы нет. Состояние некоторой успокоенности пришло и к учителям, и к детям. Но ситуация сложилась интересная: сочинение вроде бы экзамен по литературе, но тема, связанная со школьной программой, была одна — „Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?“. К нашему удивлению, всего 15 процентов писавших сочинение выбрали эту тему. Учителя объясняют это тем, что школьники знают мало текстов Лермонтова как поэта: писали эту тему, используя текст „Героя нашего времени“.

Самой популярной оказалась тема, связанная с войной: ее выбрали 51 процент написавших сочинение. Скорее всего, это результат системной работы в школе, причем не только на уроках литературы. Формулировка темы — „Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне“ — способствовала выбору темы именно Великой Отечественной».

Игорь Ратке, доцент кафедры филологии и искусства института, кандидат филологических наук, напомнил, что членами рабочей группы, которая занималась подготовкой и проведением сочинения, всячески подчеркивалось, что это не сочинение по литературе, а надпредметная форма аттестации, которая далее распространится на любой предмет. Поскольку эта форма аттестации вводилась в «пожарном порядке», была выбрана литература как предмет, в рамках которого еще сохранились навыки создания письменного текста. Главной задачей сочинения была объявлена задача проверить, насколько способны выражать свою личную позицию дети — в том числе с использованием литературного материала. Игорь Рудольфович считает это идеализмом разработчиков, поскольку не каждый выпускник имеет личную позицию. Плюсом в данной ситуации Игорь Ратке видит возможность вернуть ребят к попытке выразить свою мысль с помощью письменной речи, поскольку современная информационная среда приучает пользователей к предельно кратким, без норм и правил, высказываниям.

Обсуждение с учителями случаев незачета выявило следующую тенденцию: работа считалась незачтенной, когда она недобирала минимальное количество слов. Второй вариант — неиспользование примеров из литературных источников в качестве иллюстраций. Если учитывать, что у несдавших есть еще две попытки (4 февраля и 6 мая), 100 процентный результат в области гарантирован.

Октябрина Хребтова, методист института, согласна с тем, что эта работа поворачивает ребят к литературе, а коллектив педагогов настраивает на выработку у них умения обобщать, использовать при написании сочинения полученные знания на других уроках.

Тему «Что важнее: любить или быть любимым?» выбрали 16 процентов школьников, что немало. По словам Людмилы Куприяновой, методиста отдела филологии и искусства института, большинство ребят отдали предпочтение собственному состоянию влюбленности, что по нынешним меркантильным временам немного удивляет. Саму популярность этой темы у старшеклассников можно объяснить их интересу к межличностным отношениям в социуме.

Людмила Валентиновна уверена в том, что тема «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс» была мало востребована школьниками из-за чрезмерно абстрактной формулировки. Тема требовала применить философский подход к ее раскрытию, а читательский опыт 11-классников оказался слишком мал и не позволил привлечь в нужной мере литературный материал. На последнем месте по востребованности оказалась тема «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», что можно объяснить теми же причинами.

8 лет отсутствовало сочинение в качестве одной из форм итоговой аттестации в 11-х классах.

1, 6 процента написавших сочинения зачета не получили. У них еще дважды будет возможность его написать и, получив положительный отзыв о своей работе, быть допущенными к сдаче ЕГЭ.

150 учеников, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, воспользовались своим правом и выбрали вместо сочинения изложение. Всем им поставлен «зачет».