В Ростове 16 октября в Шолохов-Центре откроется выставка “Пушкин. Жизнь и лира”

Шолохов-Центр в Ростове

Выставка «А. С. Пушкин. Жизнь и лира» посвящена жизни и творчеству поэта, имя которого давно стало символом русского языка и русской культуры. Этот выставочный проект подготовлен Государственным музеем А. С. Пушкина (Москва) и Государственным музеем-заповедником М. А. Шолохова при участии членов «Сообщества пушкинских музеев»: Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина (Большие Вяземы), Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Михайловское».

Первый раздел экспозиции включает в себя материалы биографического характера и охватывает период от рождения А. С. Пушкина до его смерти. Поэт, принадлежавший к старинному дворянскому роду, родился в 1799 году в древней столице России — Москве. В 1811–1817 годах он учился в Царскосельском Лицее, по окончании которого жил в Петербурге. В это время им была написана поэма «Руслан и Людмила», работа над которой закончилась в 1820 году. В том же году за вольнолюбивые стихи А. С. Пушкин был удален из Петербурга на юг России, где создал романтические поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Формально поэт не был сослан: его отъезду был придан характер служебного перевода. С семейством прославленного генерала Н. Н. Раевского в 1820 году А. С. Пушкин путешествовал по Крыму и Кавказу, затем уехал в Кишинев. В 1823 он получил назначение в Одессу, а в 1824 году был отправлен в новую ссылку, в «глухую деревню» Псковской губернии — родовое имение Пушкиных, село Михайловское. В годы Михайловской ссылки была завершена работа над поэмой «Цыганы», написаны несколько глав романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», десятки стихотворений. В 1826 году поэт был возвращен из ссылки новым царем Николаем I. А. С. Пушкин приехал в Москву во время коронационных торжеств. В это время он находился в зените своей славы, и москвичи устроили ему восторженный прием. Один из современников А. С. Пушкина писал: «Завидую Москве. Недавно она короновала императора, теперь коронует поэта». В 1831 году А. С. Пушкин обвенчался с первой московской красавицей Натальей Гончаровой и начал семейную жизнь. В 1830-е он жил в Петербурге, — городе, с которым были связаны годы его юности и годы творческой зрелости, наивысшего напряжения духовных сил и житейских невзгод. «Град Петров» был неоднократно воспет им в стихотворениях, поэмах и прозе. В 1837 году Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, приемным сыном нидерландского посланника, и погиб, защищая честь жены и свое имя, которое, по его словам, «принадлежало России».

В следующем разделе выставки представлены изображения самого А. С. Пушкина и его современников — литературных единомышленников и противников, друзей и недругов. Каждому из них А. С. Пушкин посвятил стихотворное или прозаическое послание, иногда — всего несколько строк — восхищения, любви, дружеского участия или откровенной неприязни. Пушкинские строки, сопровождающие выставку, помогают нам лучше понять и личность каждого из изображенных, и характер их отношений с поэтом. В акварелях, гравюрах, литографиях и живописных полотнах перед нами предстает Россия первой трети XIX века. Здесь можно видеть родину Пушкина — «премилую старушку» Москву, Царское Село, Петербург, Крым, Кавказ, Одессу… Атмосферу эпохи помогают почувствовать прижизненные издания пушкинских произведений, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, реконструкции костюмов того времени и аксессуары к ним.

Один из залов экспозиции посвящен произведениям А. С. Пушкина, среди которых — «Евгений Онегин», ставший «энциклопедией русской жизни»; «Капитанская дочка», написанная после поездки по местам пугачевского восстания; «Пиковая дама», в которой причудливо переплелись история и современность, реальность и фантастика. Здесь экспонируются портреты исторических лиц и современников поэта, послуживших прототипами пушкинских героев. Особый интерес представляют первые публикации этих произведений и иллюстрации к ним. На выставке можно видеть и гравюру Е. И. Гейтмана по рисунку А. В. Нотбека «Пушкин и Онегин на набережной Невы, опубликованную в «Невском альманахе на 1829 год», и офорт Г. Г. Гагарина к «Пиковой даме», датированный 1834 годом, и работы художников последующих поколений: Е. А. Кибрика, Е. И. Куманькова, И. Ф. Рерберга, Е. П. Самокиш-Судковской, В. И. Шухаева и других.

Завершает экспозицию зал, посвященный сказкам А. С. Пушкина. Это и сказочная поэма «Руслан и Людмила», строки из «Пролога» которой с детства знакомы каждому. Это и сказки, созданные поэтом в 1830-е годы — в период высшего расцвета его творчества: о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, о попе и о работнике его Балде. Последняя сказка при жизни А. С. Пушкина по цензурным соображениям не публиковалась и увидела свет лишь в 1840 году под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде». В отличие от «Руслана и Людмилы», это были уже «сказки народные», «совершенно русские». Об интересе А. С. Пушкина к устному народному творчеству, проявившемся уже в 1820-е годы, свидетельствуют предметы крестьянского быта и детали одежды, а также рукописи поэта, представленные на выставке. На полях одной из них — изображение няни Пушкина Арины Родионовны, от которой поэт в детстве слышал «Сказку о Бове-королевиче» и со слов которой во время Михайловской ссылки записывал сюжеты русских народных сказок. Иллюстрации И. Л. Бруни, В. М. Конашевича, В. А. Милашевского и других художников, а также костюмы князя Гвидона, царевны Лебедь, царицы и сватьи бабы Бабарихи, которые экспонируются в этом зале, призваны воссоздать удивительный и загадочный мир сказок А. С. Пушкина.