Чем живут сегодня музеи в России

Oracheva

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина

Посчастливилось задать этот вопрос генеральному директору Благотворительного фонда В.Потанина Оксане Орачевой. Конкурс фонда «Меняющийся музей в меняющемся мире» проходит с 2004 года. И заявки на поддержку своих проектов музеи присылают со всей России, что означает: сотрудники фонда — в курсе того, что происходит в музеях страны. Ответ, данный Оксаной Ивановной, был таков:

— Музеи разные, и состояние дел в них — тоже разное. При этом нельзя сказать, что в Москве все хорошо, а в регионах плохо. Нам известны случаи, когда проекты региональных музеев номинируются на престижные европейские премии. Так, в прошлом году номинантом был музей пермских древностей. Его сотрудники умело «перепаковали» то, что есть во многих музеях — кости древних животных и так далее. Если говорить о тенденциях, то развивается музейное проектирование с тем, чтобы музей становился более современным. И это видно по их заявкам

Все больше становится проектов с участием самих граждан — причем в разных форматах. И в работе с экспозицией, например, в Екатеринбурге, где в создании выставки в рамках проекта «Искусство путешествий» приняли участие на разных стадиях разные категории людей. Для ее создания привлекали и социологов, и студентов. В Ижевске в связи с большой перестройкой работы музея было вовлечено почти все население города с тем, чтобы устроить музей так, чтобы он устраивал всех.

А если говорить о Ростове, проект Михаила Клецкого «Человек изобретающий» далеко выходит за рамки музейной деятельности. Мы рады тому, что проект живет так долго — и уже без нашей поддержки. Хороший пример — все зависит от человека!

Правда, если бы проект не был востребован горожанами, то энтузиазм создателя проекта ничего бы не дал. Так что особенность нынешнего состояния музеев — они все стали использовать и делать то, что ранее казалось невозможным.

Открываются новые интересные музеи. В Нижнем Новгороде завершена реконструкция Арсенала, куда переехал музей современного искусства. Новый формат здания диктует и новые формы выставок.

Да и само музейное сообщество становится менее консервативным. К естественному желанию сохранить прибавляется желание представить хранимое интересно, увлечь всех тем, что мы оставляем будущим поколениям.

Музеи также учатся привлекать средства спонсоров, и у них это все больше получается. Словом, музеи становятся интересными не только для своих сотрудников, но и для своих территорий, словом, для всех. И это не может не радовать.