Окно в инфраструктуру

люк 1927 года---Сельмашстрой

Сегодня большая часть инженерных сетей донской столицы скрыто под землей, что, кстати, было не всегда. Но кое-что там находилось изначально, и закрывался вход туда люками. В Ростове они не столь разнообразны, как, скажем, в том же Калининграде, где люки представляют порой настоящие произведения искусства. Но и у нас эти «окна» в инфраструктуру могут рассказать многое.

Даты

На многих люках есть даты, а также аббриватура, которая сегодня понятна далеко не всем. Автор этих строк также долго пыталась понять, что такое Н.К.С — буквы, находящиеся на люках с надписью «Телефон», пока, наконец, не вспомнил, что в 1920-е годы телефонная связь была в ведении Народного комиссариата связи. Вот вам и расшифровка загадочных трех букв!

Далее на люках с тем же изображение типа молнии появляются уже четыре буквы — НКПС, которые уже расшифровываются довольно легко — Народный комиссариат путей сообщения, куда далее стала относиться телефонная коммуникация. А уж встреченная аббревиатура из таких трех букв, как МПС, и вовсе была понятна, что называется, «с лёту», так как после совнархозов (советов народного хозяйства) появились в стране министерства, и уже вовсе не загадочные МПС читаются как «министерство путей сообщения». Ну, как тут не сказать, что история страны — у нас под ногами?!…

Однако есть телефонные люки и вовсе без даты, но по надписям на них понятно, что телефонная связь в Ростове ушла под землю до 1918 года. Ведь именно тогда была отменена буква «Ъ», с которой и можно увидеть написанное на люках слово «телефонъ».

Желающие могут увидеть такой люк на Ворошиловском проспекте рядом с магазином «Спорт-мастер»

люк с надписью телефон

Тут стоит напомнить, что Ростов стал одним из первых городов России, где появился эта связь, и ее появлением, как и многому иному из признаков цивилизации, мы обязаны легендарного городскому голове Андрею Матвеевичу Байкову.

Концессия на устройство телефона была предоставлена сроком на 20 лет, о чем 14 марта 1886 года был заключен контракт между Ростовским-на-Дону городским головой и Главным управлением почт и телеграфов. 20 августа 1886 года в Ростове-на-Дону раздался первый телефонный звонок. Телефонные провода поначалу натянули на столбах, которые были установлены по Таганрогскому (нынче Буденновский) проспекту и другим улицам. Первыми в Ростове оказались пять главных линий, которые шли от телефонной станции (помещалась на углу Казанской улицы и Николаевского переулка) — до Нового базара, по Садовой к вокзалу, к Царскому спуску, к Таганрогской. Была установлена мачта и в городском саду. Потом провода ушли под землю.

Последние по времени телефонные люки имеют простенькую аббревиатуру «ГТС», и любой, взглянувший на нее, скажет, что речь идет о городской телефонной станции.

Водопровод

Появлению в городе водопровода мы также обязаны Андрею Матвеевичу. В 1865 году был заключен концессионный договор, который, как пишет ростовский историк Владимир Сидоров, «наконец-то пролился для ростовцев богатяновской водицей из кранов».

люк-Нахичеванского-водопров

История ростовского водопровода изобилует весьма забавными эпизодами, но это, как говорится, совсем иная история. А вот люки тех времен, эти «окна» в водопроводную инфраструктуру, до сих пор можно увидеть на ростовских мостовых. Да и кто не натыкался на них хоть раз в жизни, на эти металлические крышки с надписью, идущей по овалу — «Ростовский н/д водопроводъ»?! На Второй линии пытливый горожанин может увидеть и люк с надписью «Нахичеванский н/д водопровод», помня при этом, что он появился на свет попозже ростовского.

О том, как инженерная система с теми же люками спасла людям жизнь во время Великой Отечественной, повествует один из рассказов у писателя Виталия Семина. Там речь идет о том, как взятых в плен красноармейцев фашисты загнали на территорию бывшего завода Панченко, что у вокзала. Хорошо знавший Ростов, один из пленных предложил бежать через систему водопровода, чьи люки находились на территории завода. Несколько смельчаков так и поступили, позже узнав, что фашисты расстреляли оставшихся.

А ростовские люки пережили четыре штурма города. Кто только не делал эти «окна в инфраструктуру»?! На этих чугунных «крышках» есть названия многих российских, а теперь уже и иностранных городов, например, Днепропетровска. А чего стоит только отметка Новочеркасской трудколонии?!
Но сегодня люкам угрожает опасность, о которой их создатели и не подозревали.

Их воруют!

Большой вред люковому хозяйству Ростовского водоканала наносят так называемые «охотники за металлом». В результате открытые водопроводные и канализационные колодцы превращаются в опасные ловушки для пешеходов и автотранспорта.

Размеры нынешнего люкового хозяйства водоканала внушительны — не менее 55 тысяч водопроводных и 80 тысяч канализационных колодцев и камер. Все они оборудованы люками. В год происходит замена около тысячи их, пришедших в негодность, и за этот же срок происходит хищение более сотни люковых крышек. Все это, разумеется, влетает в копеечку.

И это при том, что за воровство люков нынче можно получить немалый тюремный срок. Не так давно в Пролетарском районном суде Ростова-на-Дону вынесен приговор одному такому «металлисту». За кражи люков он приговорен к одному году двум месяцам лишения свободы. На «счету» осужденного кражи не только крышки люков Водоканала, но и одной из телекоммуникационных компаний.

Только полное признание вины и раскаяние уберегли от реального срока наказания еще двоих воров. Их в Пролетарском районе Ростова судья приговорил к восьми месяцам лишения свободы условно по шести эпизодам краж люковых крышек. Из украденных ими люков четыре — водопроводные и канализационные. Октябрьский районный суд города приговорил такого же похитителя к трем годам лишения свободы условно: в деле фигурировало 14 эпизодов краж люков телекоммуникационной компании и водоканала.

Чтобы покончить наконец-то с люковыми ворами, решено было устанавливать крышки из полимерных материалов. Ведь, как правило, воруют люки чугунные для сдачи их в металлолом, а с пластиковыми крышками такой номер не проходит. Современный пластик выдерживает вес автотранспорта, потому появляются люки из современных материалов не только на тротуарах, но и на мостовых.

Все это замечательно. Вопрос — только в следующем: расскажет ли их дизайн что-нибудь о нынешней жизни нашим потомкам?…