100 мест: Триумфальная арка в Новочеркасске

триумфальная арка в Новочеркасске

Один из немногих уцелевших архитектурных монументов России, символизирующий победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

В 1817 году атаман Донского войска Матвей Платов, получив депешу о предстоящем визите в столицу донского казачества императора-победителя — Александра I, распорядился выстроить две триумфальные арки, напоминающие петербургские.

Они были сооружены в честь возвращения из заграничного похода победоносной гвардии. С какой стороны будет подъезжать государь, известно не было, поэтому одну арку соорудили с западной стороны — на старой Ростовской дороге, другую — с северо-восточной стороны, в начале Московского проспекта (ныне спуск Герцена).

Две арки возводили по одному проекту, авторство которого ещё недавно приписывалось архитектору Алоизию Русска, выполнявшему в те годы проекты войсковых зданий для Новочеркасска. Но историк Николай Коршиков обнаружил в газете «Тифлисские ведомости» (№ 54) 1830 года заметку, в которой об арках говорится, что «… план оных сочинил, равно как и резьбу и статуи делал, крепостной человек графа Платова Василий Куликов». Несомненно, что местный зодчий был знаком с петербургскими образцами подобных монументов.

Еще об арках сообщается, что их украшали надписи. С одной стороны: «А. Г. И. Платов, 1817 г.», с другой стороны: «Объемлемы восторгом радостью сердца

Спешат во сретенье Монарха и Отца

Се Александр, здесь ту же благость нам явил

Чем в первый раз Великий Петр нас озарил».

Подготовить приветствие императору поручили директору мужской гимназии Алексею Попову. Матвей Платов их одобрил к исполнению. Однако так сложились обстоятельства, что Александр I не приехал в Новочеркасск. В сентябре 1817 года у построенных триумфальных ворот встречали Великого князя Михаила Павловича.

Наиболее впечатляет арка, расположенная на подъеме от Тузловского займища. Возведенная в стиле позднего классицизма, она обладает строгостью форм, которые создают цельный монументальный образ. Его формируют 12 колонн тосканского ордера, оформляющих объем сооружения. Вертикали колонн над карнизом подчеркнуты невысокими тумбами с шарами. Тему победы продолжают рельефы крылатых Гениев с лавровыми венками в дугах арки. Центр монумента на аттике венчают композиции из доспехов и оружия.

Сооружение возвели из камня и кирпича со штукатурной отделкой; геральдику выполнили из дерева. Она и оказалась самым недолговечным элементом. Её разобрали и по ветхости, и по идеологическим соображениям в начале 1920-х. Тогда же была сбита и посвятительная рельефная надпись. После Великой Отечественной от монумента остался один каменный остов. В послевоенные годы арку восстановили, Но полная реставрация с воссозданием геральдики выполнена в 1982 году. Посвятительная надпись восстановлена в середине 1990-х.