От «цифры» – к воспитанию личности

дети за компьютером

Ученики лицея № 11 в классе информатики

Донская столица на протяжении всей своей истории была восприимчива к инновациям. В городе понимали, что и система образования не может быть в стороне от того, что происходит в мире: ведь те, кого сейчас называют школьниками, завтра станут полноценными гражданами страны и то, какими они войдут во взрослую жизнь, во многом определит и будущее страны. Потому смело можно утверждать, что это самое будущее закладывается сегодня именно в школе.

Школа цифровых технологий

Хотя школа считается организмом консервативным, но и она нынче должна соответствовать веяниям времени. Технологии, которыми пользуются сегодня, меняются очень быстро, потому главной задачей в Ростове видят в том, чтобы научить ребенка учиться, причем учиться всю жизнь, что весьма поможет ему найти свое место в окружающем мире. Работа педагогического сообщества города и направлена к этой цели.

До недавнего времени единственным источником знаний для ученика был учитель. Сегодня учиться можно везде и когда удобно ученику. Потому отношения учитель-ученик поменялись кардинально: учитель помогает ребенку выработать технологию поиска новых знаний.

Так что роль педагога и сегодня переоценить трудно. Потому в городе воплощаются в жизнь проекты, которые учитывают все то, что происходит в стране и в системе образования — в частности.

Проект «Школа цифровых технологий» реализуется уже несколько лет. Он разработан для взаимодействия между учителями школ, администрацией, учителями и родителями школ города. В Ростове 28 общеобразовательных организаций внедрили цифровые технологии не только в процесс обучения, но и в процесс управления. Их называют инновационным авангардом города.

В донской столице появится «Цифровая мобильная школа»

По словам начальника управления образования Ростова-на-Дону Виктории Чернышовой, презентация новой образовательной системы «Цифровая мобильная школа» представителями Российской академии образования прошла на конференции «Современное российское образование: проблемы и тенденции развития», которая состоялась в Сочи.

Этот проект позволяет предоставить качественное образование всем детям — независимо от того, в какой школе он обучается. Демо-версии ее программ направлены для опробации в 18 образовательных учреждений города.

Такая «школа» будет удобна для тех, кто учится вдали от учебного заведения, а это ребята с ограниченными возможностями здоровья, уехавшие на соревнования или в санаторий школьники, ученики, которые находятся на семейном, очно-заочном обучении. С ресурса, который будет предоставлен в распоряжении не только учителя, но и ученика, последний будет иметь возможность выбирать для выполнения задания разной сложности, а педагоги и родители будут следить за его успеваемостью и оказывать ему помощь.

Ресурс также даст возможность учителям пользоваться лучшими методическими наработками, а также быстро выбирать для урока задания разного уровня в зависимости от успеваемости ученика. А самому ученику, посетившему этот ресурс. Можно попробовать решить контрольные задания, не дожидаясь, когда они будут заданы, проверив таким образом свои знания.

По словам Виктории Чернышовой, прошли те времена, когда в школах не хватало современного оборудования. Сегодня на одну школу в городе приходится, в среднем, 13 мультимедийных комплексов, на восемь учеников – один компьютер.

Более 80% образовательных учреждений города используют электронные учебники, журналы, дневники. Самым важным сегодня является работа всех технологий на качество образования.

В детский сад и в первый класс — через электронную запись

Запись-в-детский-сад

Такая услуга, как запись ребенка в первый класс школы, была востребована всегда. Не секрет, что многие школы города пользуются повышенным вниманием родителей, так как прославлены своими успехами. Именно в такие школы родители, не проживающие на ее территории (тем, кто проживает, беспокоиться нечего, их ребенок будет записан в эту школу согласно законодательству в любом случае), занимали очередь в 4–5 часов утра в день начала приема заявлений.

Сегодня у родителей есть возможность подать заявление в электронном виде, независимо от места проживания семьи и в любое время. Ответ будет дан через три дня, и за ним необязательно приходить в школу: он будет направлен заявителю в электронном виде.

В 2016 году запись в первый класс началась в 00.00 1 февраля, и уже в 00.03 начавшихся суток было подано шесть заявлений. Сведенные вместе данные о количестве поданных заявлений в конкретные школы позволяет иметь полную картину успешности всех школ города.

Сегодня возможности сайта управления образования расширены: появился ресурс school-go.ru: используя его, можно подать заявление и о переводе ребенка в другую школу. Отработана и успешно действует технология записи ребенка и в детский сад, откуда и начинаются сегодня все инновации в сфере образования.

Профориентация

Все психологи согласны с тем, что корректировать поведение ребенка можно наиболее эффективно до восьми лет. Так что недаром сегодня дошкольное образование выделено в первую ступень образования общего.

Интерактивные столы, детские компьютеры сегодня являются достоянием многих дошкольных образовательных учреждений в Ростове. И дело не в том, чтобы научить ребенка этим пользоваться: он этому, как правило, обучен с двух-трех лет. Важно объяснить ему, для чего все это делается, каким образом можно получить новые знаний при помощи всех современных гаджетов.

Сегодня много говорится о необходимости выработки инженерного мышления у подрастающего поколения. Оно и начинает формироваться в детском саду. Потому сейчас в детских садах донской столицы вводится конструирование, моделирование, что побуждает ребенка по-другому мыслить. Сформированные навыки позволят развивать полученные навыки и дальше — в школе.

Инновации используются и в дальнейшей профориентации — уже школьника. Важный шаг в этом направлении был сделан в августе 2016 года, когда управление образования Ростова-на-Дону подписало соглашение о сотрудничестве образовательных организаций Ростова с предприятиями города. «Выстроить технологическую цепочку «детский сад — школа — университет — предприятие» — это то, к чему мы хотим привлечь и городское сообщество, и бизнес, — пояснила «Молоту» Виктория Чернышова.

Школы города активно участвуют в создании образовательного кластера ЮФУ. Яркий пример — прошедшая в осенние каникулы неделя академической мобильности, когда ребенок мог попробовать себя в различных направлениях, используя научный потенциал лабораторий вуза. Работу детей сопровождали магистранты ЮФУ. Кроме того, только за прошлый год четыре тыс. старшеклассников прошли профориентационные тестирования на базе Южного федерального университета.

Сегодня в Ростове продолжают создаваться школы для одаренных детей. В качестве образца будет использован опыт сочинского образовательного центра «Сириус», где этой осенью благодаря главе администрации города побывали 150 школьников Ростова.

Персонифицированная карта ученика

В естественно-научном лицее № 11 Ростова-на-Дону не первый год идет внедрение цифровых технологий, прежде всего, в учебный процесс. В лицее появился и электронный документооборот, с помощью информационных технологий налажена тесная связь с родителями.

Как сообщила «Молоту» директор ростовского естественно-научного лицея № 11 Валентина Потатуева, в лицее у каждого ученика появилась персонифицированная карта, которая связана, прежде всего, с безопасностью учеников, позволяя отслеживать время посещения лицея каждым из них.

Она представляет и такую возможность, как посещение электронного журнала родителями.

. В лицее налажена система связи с родителями посредством SMS-сообщений: три раза в неделю родителям сообщают об оценках ребят. У родителей есть возможность и на сайте школы посмотреть оценки своего ребенка. Ту же информацию можно узнать и с помощью терминала, который установлен в вестибюле лицея, при этом задав вопрос учителю или классному руководителю.

Работает в лицее и электронный модуль «Библиотека», который содержит данные обо всей литературе лицея. Этот модуль был представлен на педагогическом городском форуме в августе 2016 года. Он дает информацию о книгах, которые читает ученик лицея, о сроках их сдачи в библиотеку. Социальные партнеры лицея — вузы города — предоставили возможность посредством модуля заходить в их электронные библиотеки, пользоваться находящимися там методическими разработками и электронными каталогами библиотек.

Использование современного оборудования на уроке физики

Использование современного оборудования на уроке физики в лицее № 11

Библиотечный модуль содержит и практические лабораторные работы, методические разработки учителей, что дает возможность любому лицеисту разобраться в том, что он не понял на уроке, визуализировав информацию.

Налажена в лицее и информационная составляющая: на всех этажах здания находятся большие мониторы, на которых можно прочитать новости из жизни лицея, а также увидеть расписание занятий: оно может меняться в режиме он-лайн при необходимости.

Неудивительно, что ростовский естественно-научный лицей № 11 вошел в число тех 16 школ России, с которыми в рамках своего учебного проекта сотрудничает такая компания, как Майкрософт. Это позволяет лицею пользоваться программными продуктами компании и обмениваться опытом с другими школами.

В ростовском лицее № 14 также внедрена персонифицированная карта ученика. С ее помощью родители имеют возможность наблюдать в удаленном доступе не только за успеваемостью ребенка, но и быть в курсе того, что было на обеде у лицеиста в столовой. Это также важно, поскольку связано со здоровьем ребенка.

Родительское собрание он-лайн

Информационно-коммуникационные технологии используются в городе для реализации и других муниципальных образовательных проектов. Среди них директор информационно-аналитического центра образования Ростова-на-Дону Игорь Филиппов первым назвал систему регулярных интернет-трансляций значимых мероприятий сферы образования. В частности, в он-лайн режиме проходят регулярные общегородские родительские собрания. Создано интернет-архив таких видеоматериалов с круглосуточным доступом.

В городе регулярно проводятся интернет-опросы и голосования по социально-значимым вопросам. С их помощью, к примеру, выпускники ростовских школа 2016 года в течение трех месяцев выбирали артистов, которые были приглашены для выступления на общегородском выпускном вечере.

Информационно-образовательный проект «Слушай только живое. Союз юных сердец» в рамках сотрудничества с Ростовской филармонией направлен на развитие новых форм внеурочной деятельности. Филармония на сайте организует интернет-викторины, победители которых получают возможность познакомиться с закулисьем мира музыки

Появился в донской столице и такой сервис, как «Банк резюме». Его назначение — формирование кадрового резерва учителей. Этот проект предоставляет возможность учителям разместить информацию о себе и своих педагогических достижениях, а школам — максимально быстро рассмотреть предложения о трудоустройстве.

Попасть на сайт информационно-аналитического центра «Образование Ростова» можно через городской портал — rostov-gorod.ru

участники Фестиваля науки Юга России

Ученики лицея № 11 - участники Фестиваля науки Юга России