Ростов велосипедный

velosipedisti

Когда в городе появился первый велосипед, наверно, теперь уже установить маловероятно. Но новинка в Ростове прижилась: по улицам помчались … циклисты. Поначалу именно так именовались те, кто на своем велосипеде любил, разогнавшись, мчаться по городским улицам. По-английски велосипед — bycicle, так что, возможно, название пошло отсюда. Для них издавался даже журнал под названием «Циклист». По данным журнала в 1897 году в России была зарегистрирована 91 велосипедная корпорация.

Однако быстрая езда настолько нервировала лошадей, бывших тогда основных средством передвижения — как запряженных в экипажи, так и в конки, что последовал запрет властей на движение велосипедов по Ростову.

Однако количество ростовцев (так тогда назывались жители Ростова), почитателей велосипеда, все росло и росло. В конце концов, велосипедистами занялась городская дума.

В 1895 году на одном из заседаний развернулась настоящая дискуссия — разрешить ли ездить по городу на велосипедах или нет? Горячо отстаивал интересы поклонников велосипеда чиновник городской управы, юрист Георгий Ткачев.

— Странно даже говорить об этом, — восклицал он в пылу спора. — В Петербурге даже по делам ездят на велосипеде.

— Не видал, — оспаривал это мнение Яков Кушнарев, табачный фабрикант. — Был в столице, живал там помногу, но чтобы по делам ездили на велосипеде — не видал.

— Я тоже не видал, — поддерживал его цементный фабрикант Шушпанов.

Мнения гласных разделили — кто-то видел, а кто-то — нет.

Тут Ткачев вынул из рукава последний козырь:

— Хватит, господа, срамиться перед всей Россией и Европой. Или опять повторим «тургеневский инцидент»?

Врезка. Речь шла о случае, о котором писали тогда все российские газеты: улица, где располагались «дома с красными фонарями», была названа в честь создателя образов «чистых тургеневских девушек». Понадобилось несколько лет, чтобы, наконец, ростовские думцы переименовали Тургеневскую в Сенную (нынче улица Горького), а Тургеневской назвали бывшую Полицейскую. Это имя улица носит и сегодня.

Аргумент подействовал: срамиться перед Европой заново никому не хотелось. Езду на велосипедах разрешили. Правила для такой езды сочинили сами велосипедисты. Каждый из них должен был получить именное разрешение от думы и следовать утвержденным правилам, самым пикантным пунктом которых была, конечно же, регламентация отношений с лошадьми. В случае беспокойства последних, вызванного ездой на велосипеде, водителю следовало остановиться, сойти с велосипеда и, по возможности, скрыть его от испуганной лошади.

Имеющим удостоверения выдавались «нумерные знаки», которые должны были прикрепляться сзади к седлу. Каждый велосипедист в пользу города должен был ежегодно раскошеливаться на три рубля.

Употребление при езде на велосипеде непривычных для публики и обращающих на себя внимание костюмов запрещалось. Появление этого пункта вызвали не только мелькание голых икр, но и ношение оседлавших bycicle трико телесного цвета, которое возмущало противников велосипедных состязаний. А они проводились среди ростовцев уже вовсю.

zaezd

Сначала любители велогонок встречались на ипподроме Ростово-Нахичеванского бегового общества. Как сообщала местная газета, «11 июня состоялась гонка велосипедистов в пользу находящегося при Александровском благотворительном обществе убежища для детей, лишившихся родителей. Погода была солнечная, дул легкий ветер, трек по-прежнему был плохо утрамбован. Сборы были довольно большие. Ложи и партер были заняты, в основном, дамами».

Затем известным меценатом, табачным фабрикантом Владимиром Асмоловым был устроен циклодром (вспомним про bycicle) — ни много, ни мало, а прямо рядом с главной улицей Ростова — Большой Садовой, как сообщала реклама «против сада «Палермо». Надо ли говорить, какой восторг вызывали мчащиеся по кругу велосипедисты у девиц из кафешантана одноименного с садом названия, располагавшегося рядом с циклодромом?!

— Мы, — метал громы и молнии местный публицист, — терпим даже велосипедистов, усиленно рекламирующихся в последнее время маргариновых героев дня — чемпионов господ Мореновых, Вьюгиных, Богомазовых… Мы только улыбаемся, когда видим фамилии этих рыцарей стального коня на трехцветных афишах аршинными буквами. Мы от души смеемся, когда видим, как толпа на руках выносит господ велосипедистов, качает их, устраивает им овации. Вот триумфаторы девятнадцатого столетия!

— В наш век все измельчало, — продолжал свою мысль коллега, — и места героев войны, науки и мысли заняли велосипедисты. Ноги заменили мыслительные способности. Ныне ногами можно сделать карьеру. И велосипедист, взявший приз Ростов — Самбек или Ростов — Куричья Коса (поселение в Ростовском округе) — желанный гость в каждом доме, знаменитость своего рода, лучший и завидный жених…

Как был устроен циклодром, созданный известным ростовским меценатом Владимиром Асмоловым, можно только догадываться. Газетная хроника не оставила его описание, но заметки «На циклодроме» появлялись в ростовской периодике регулярно. Известно лишь, что работал он в теплое время года. Гонки шли по кругу, длина десяти кругов равнялась трем верстам.

Но велосипедный ажиотаж в Ростове быстро вышел за пределы циклодрома. Велосипедисты гоняли по улицам, настраивая против себя городовых, обывателей, собак, извозчиков.

Организовывались общества велотуристов. Из пикантных подробностей: справочник 1912 года «Ростов и Нахичевань-на-Дону» сообщает о существовании в городе отделения общества велосипедистов «Унион», собрания которого проходили в Ростовском клубе под председательством… Ю. А. Шумахера. Отделение также устраивало в городе платные показательные велозаезды.

Гражданская война лишь ненадолго прервала велопоездки ростовчан: не до того было, в городе менялась власть слишком часто. Но сразу после окончания военных действий по Ростову не только помчались велосипедисты, но и соревнования среди них вышли на другой уровень. Первые из них были проведены на празднике всеобуча в 1921 году, затем на Олимпиаде Северо-Кавказского военного округа и Юго-Востока России. Они входили в программу краевых (Ростовская область входила тогда в состав Северо-Кавказского края) праздников физкультуры в 1924, 1927 и 1928 годах. Но это уже совсем другая история.