В мифе об амазонках нашли отражение мужские комплексы и страхи

Амазонки1

Барельеф с амазонками в Музее истории искусств Вены

На конференции ученых-археологов, прошедшей недавно в ЮНЦ РАН, доктор исторических наук Сергей Лукьяшко разбирался с происхождением мифа об амазонках. Так что же говорит сегодня наука о легендарных женщинах, согласно легендам обитавших и в донских степях?

— Почему в фокусе вашего внимания оказались амазонки?

— Не хочу сказать, что я специально занимался этой темой, но она всегда попадала в поле моего внимания. Но в последнее время меня стало раздражать, что даже профессиональные историки и археологи начинают говорить об амазонках как о реально существовавшем народе.

— И — почему?

— Обаяние мифа. И в итоге у нас сегодня, оказывается, существуют амазонки кавказские, украинские, русские — словом, каких только амазонок нет?! А в итоге в Волгограде женщина взрывает вокзал… Так что нужно объективно подходить к тому, что нынешняя феминизация навеяна не только упадком мужественности у мужчин, но и непомерно разросшейся ролью женщин. А подпитывается все это древней мифологией.

Амазонки2

Барельефы, где изображались амазонки, в античной культуре - не редкость

— Напрашивается мысль о следующем: уж не женоненавистник ли вы?!…

— Доклад об амазонках я приготовил потому, что услышал в Москве на одном из форумов содоклад известного историка о месте обитания амазонок во время похода Помпея через Кавказ. А ведь упоминание Страбона о встрече с ними — эпизод, который скорее украшал повествование, чем говорил о правде. Если следовать этой логике, почему, к примеру, мы не ищем места проживания кентавров?!… Или прозвучавшее возражение не менее известного археолога, что она сама расчищала погребение женщины с оружием на Кавказе. Погребение женщин с оружием — широко распространенная практика древних народов от Скифии до Западной Сибири. Это культурная традиция, но какое отношение она имеет к амазонкам?

— Так где же истоки мифа о женщинах-воительницах?

— Первое упоминание о таких женщинах в греческой литературе связано с Гомером. Описывая миф о подвигах культурного героя Беллерофонта, он сообщает о борьбе с Химерой в Малой Азии. После чего ходил он походом на солимов (под которыми подразумевается один из древних народов имя которого звучит в названии города Иерусалима) и разбил мужеподобных амазонок». Это примерно вторая половина-конец этого тысячелетия до нашей эры. Беллерофонт — культурный герой, устроитель мира, который совершает подвиги, осваивая пограничный с Хаосом мир на границе Ойкумены.

— А почему это происходит именно на краю Ойкумены?

— Освоение пространства и расширение представления о мире закономерный процесс познания. В соответствии с греческими представлениями устроители мира культурные герои совершая подвиги устраивают мир, Геракл устанавливает Геракловы столпы на границе с мировым Океаном, создает новые народы, расселяя их по миру. На границе Ойкумены греки готовы были увидеть то, что их мире было не возможным. И появление здесь мужеподобных женщин ожидаемо.

В VIII веке до нашей эры греки осваивают Северное Причерноморье. На Тамани они наблюдают извержение грязевых вулканов с самопроизвольными выбросами газов, взрывавшихся от случайной искры. И здесь они видят женщин, которые скачут на лошадях и стреляют из лука. Каково с этим было встретиться греку, у которого жена сидела в гинекее и без мужа не имела права выйти на агору?

— Получается, что именно здесь миф об амазонках у греков получает свое подтверждение?

— Да, здесь происходит «узнавание» картины мира, нарисованной в мифе. Далее греки идут в устье Дона и видят то же самое. Для них и здесь проживают амазонки. Проходит время, и в первом веке до нашей эры Помпей совершает поход на Кавказ — в доселе не известные земли, где встречает женщин, ездящих верхом с оружием в руках. И в них он «узнает» амазонок. Во время знаменитого индийского похода Александра Македонского его воины попадают в Среднюю Азию и воюют с кочевыми народами — саками, у которых женщины — такие же воительницы. И в них воины «признают» амазонок, которые вписываются в их мифологическую картину мира.

— Получается, что край Ойкумены — это край превращений, и мужеподобные женщины здесь, что называется, на месте.

— В древних культурах противоборство между мужским и женским началом порой доходило до кровавых столкновений. Австралийские аборигены были убеждены, что причиной всех болезней в половой сфере являются женщины. Мальчики и девочки жили у них отдельными лагерями. При этом девочки получали огромное удовольствие, убивая тотемную птицу мальчиков. И — наоборот. Они этим дразнили друг друга и дрались, что весьма поддерживалось взрослыми. Тем было важно выработать отрицательное отношение к своим женщинам, так как одним из самых больших преступлений у них считалась близкородственная связь. Женщин в жены нужно было брать из другого племени.

— Ну, хорошо, а какие амазонки считались самыми «древними»?

— Африканские. Согласно мифу из Северной Африки царица Мирина привела их в Малую Азию. А почему из Африки вели исход амазонок древние. На территории Северной Африки даже в средневековье сохранялись пережитки материнского родового строя. Вспомним Египет, это восточная страна, но здесь женщина изображается рядом с мужчиной. Права женщин во владении имуществом были равны правам мужчины. Более того: обязательным условием вступления в брак в Египте был контракт -анрета. В браке по контракту прописывалось, что становясь женой, женщина становится хозяйкой всего того, чем владеет мужчина. Если мужчина уличен в измене, все его имущество переходит к женщине. Именно поэтому Египетский мудрец Птахотеп предупреждал: «Не приближайся к женщинам.

— И у греков: где женщина, там — беда! И в большем размере!

— В греческой культуре гендерное противостояние было выражено четче. Вспомним ящик Пандоры, прекрасную Елену или Брасеиду, ввергших ахейцев в бесчисленные муки. И для того, чтобы аллегорически выразить ту опасность, которую представляет собой женщина, ее нужно было только вооружить. Так сформировался миф, в котором женщина — амазонка маркировала край Ойкумены.

— А теперь — к нашим пенатам. Я слышала о легендарном острове в дельте Дона, где обитали амазонки. Он назывался Алопекия. Откуда взялся этот миф?

— Остров такой есть (название связано с обитанием там лис), он упоминается у Страбона. Применительно к Нижнему Дону впервые об амазонках говорит Геродот. Это миф из V века до нашей эры, в котором рассказано о происхождении савроматов: якобы скифские юноши встретились с амазонками, бежавшими из-под стен Трои. Скифские вожди решили, что от брака их молодых людей с этими женщинами получится более воинственное племя. Мои коллеги согласны со мной, что этот миф — этиологический, то есть, объяснительный, который появляется для объяснения ситуации: почему женщины савроматов владеют оружием и скачут на конях.

Есть и рассказ о том, что из-за обитания здесь амазонок Дон назывался Амазонской рекой.

— Греки говорят о мужеподобных женщинах, а вазопись представляет нам их прекрасными созданиями. Как быть с этим?

— Фигуры-то у них все-таки атлетические. Но в греческой культуре все прекрасно. Их художники жизнь украшали: такова тогда была задача искусства.

— Значит, амазонки не существовали в действительности и это все-таки миф?

— Нужно понимать, что это хорошая сказка. Но как сказано: сказка — ложь, да в ней — намек. Так что давайте думать о том, о чем нам предложили подумать греки. В этом мифе нашли отражение мужские патриархальные комплексы и страхи, которые основаны на образе опасности, исходившей от женщины. Может быть, сегодня стоит подумать о пределах феминизации.

Лукьяшко Сергей Иванович. Родился на Кубани, закончил РГУ, чем гордится. Работал в Ростовском пединституте, защитил кандидатскую, потом и докторскую диссертации по скифской истории Нижнего Дона. Работал в Ростовском госуниверситете. Сегодня — зав.лабораторией археологических исследований Южного научного центра РАН. В этом году усилиями Сергея Ивановича и коллег удалось открыть кафедру археологии и истории культуры на социально-гуманитарном факультете в ДГТУ.