Что такое кадуцей?
Впереди — перекрестный Год туризма России и Греции. Казалось бы, где Греция, а где — Ростовская область?… Древняя Эллада с ее немереным культурным наследством кажется далеким континентом. Но это наследство составляет настолько неотъемлемую часть мировой культуры, что и в донской столице встречается на каждом шагу. А уж то, что торговую традицию принесли на Дон греки, никто оспаривать не будет. А кто у нас бог торговли? Автор этих строк отправилась в гости к ростовским Гермесам.
Любимчик богов
Строго говоря, Гермес — древнейшее, доолимпийское божество, которому поклонялись скотоводы еще в Малой Азии. Это потом уже появился в античной Греции миф о веселом и коварном, весьма проворном олимпийце — сыне Зевса и горной нимфы Майи.
Шустрым этот олимпиец был с момента рожденья. Едва появившись на свет, он из панциря черепахи, бараньих кишок и тростника соорудил кифару и первым стал распевать собственные песни, уподобляясь современным бардам.
Но этим первый день его жизни не закончился. Малец угнал у своего сводного брата Аполлона стадо священных быков, при этом заставив их пятиться задом. Ну, смог ли при таких обстоятельствах солнцеликий красавец найти передвигающуюся таким образом свою собственность?!
Но и это не все подвиги младенца-шалуна. Проникнув обратно в свой дом через замочную скважину, перед сном он поделился с матерью своими планами ограбить дельфийский храм — на минуточку, того же Аполлона.
Разбойного малого таки привлекли к суду богов. Тогда он, завернувшись в пеленку аки в тогу, стал в позу оратора и произнес такую речь: «Мне ли, млеко сосущему, помышлять о подлом разбое?! Да и разве возможно красть священных быков у солнцеподобного бога?!»
За такую речь он моментально завоевал симпатии Аполлона, и они обменялись подарками. Получив кифару, Аполлон стал кифаредом, то есть, играющим на кифаре, а Гермес стал обладателем волшебного жезла — кадуцея (посоха, обвитого двумя змеями), получив к нему впридачу и дар прорицания.
Этот шалун стал посредником между богами и людьми, между миром живых и мертвых, покровителем путешественников. Бог торговли, он также покровительствовал юристам, ораторам, ну и ворам с аферистами всех мастей.
А причем тут, спросите, Ростов?!
Глядит на нас со всех сторон
Про Ростов-папу уже промолчим: определенным личностям этот языческий бог в качестве покровителя — как нельзя кстати. Но взять архитектуру, которая с начала своего существования не расставалась с такой частью украшения фасадов зданий, как маскароны — орнамент в виде маски с человеческим лицом или головой зверя, или той же головой фантастического существа. Считается, что их назначение — отгонять зло в том месте, куда могли проникнуть злые силы. Таким местом, прежде всего, был вход в здание. Над ним и помещали маскароны, которые, наверно, с полным правом уже можно было называть и оберегами.
Но изображения Гермеса во времена эклектики и модерна уже не несло такого назначения, а само изображение кадуцея или головы шустрого бога (а порой и вместе) в Ростове конца ХIХ-начала ХХ века стало говорить о том, что в данном здании проживает «торговая фамилия». Большая Садовая, не просто главная, но и главная торговая улица Ростова полна таких обозначений на фасадах своих домов.
Как его узнать
Обычно изображается Гермес в дорожной шляпе (шлеме) с крылышками. Так что если кто-то думает, что глядят на него со стен бывшего Волжско-Камского банка, а нынче Дворца творчества детей и молодежи атланты, то он ошибается. Несмотря на значимость лиц этих маскаронов, это все-таки маски Гермесов: в этом убеждают крылышки на шлемах. Пусть они смотрятся декоративно, но, тем не менее, это они.
Гораздо более выразительны крылья, да и шлем на маскароне Гермеса на фасаде торгового дома купца Яблокова — он же один из первых ростовских кинотеатров, он же — бывший кинотеатр «Комсомолец», поменявший со времени потери своей кинематографической сущности многих хозяев.
Кстати, кадуцей — на том же фасаде, можно сказать, классический кадуцей. Если вспомнить греческую мифологию, от Гермеса кадуцей перешел к Аскалепию, побывав и символом медицины. Есть у него и такое назначение: символ неприкосновенности парламентариев и глашатаев, посылаемых во вражеский лагерь для переговоров. Стал он — да так и остался — символом неприкосновенности странствующих купцов, да в итоге и остался символом торговли вообще.
Кстати, на том же фасаде дома Яблокова есть и «торговый горельеф». Причем, заметьте: в греческую галеру грузит нечто тяжелое варвар, отмеченный штанами, которых греки не знали. Вот она, принесенная на Дон торговая традиция, воплощенная в камне!
Однако в многонациональном Ростове и Гермес Гермесу — рознь. Полюбуйтесь на маскарон Гермеса на одном из домов в начале 17-й линии (кстати, дом Балиевых, выходец из которого 0 основатель в России такого жанра, как кабаре). Кто забыл, тот сразу вспомнит, что находится в армянском городе — бывшей Нахичевани-на-Дону. Изваян этот Гермес — а шлем с крылышками точно указывает на него! — с таким хитрым восточным прищуром, что сразу поймешь: без национального акцента в создании этого изображения не обошлось.
И уж совсем как-то по-женски выглядит Гермес (Гермес ли уже?) на фасаде дома на Советской, где до недавнего времени размещался филиал Санкт-Петербургского университета культуры. Уж слишком изящны черты лица, да и шлем выглядит этакой изящной шапочкой с крылышками-ушками. Словом, декаденство, как бы в недавнюю эпоху сказали осуждаючи.
Мы живем в бурную эпоху, которая, как представляется, не скоро закончится. Потому-то нам очень кстати этот посланец из древней Эллады, изображения которого окружают нас. Его сложный образ (а еще не названы такие ипостаси Гермеса как бога сновидений, разведки и шпионажа, а также красноречия и мышления, а, стало быть, и школ) — воплощение передачи, обмена и перехода из одного состояния в другое как нельзя более соответствует переменам в обществе.
А гермесовы крылышки — где их только сегодня не встретишь: даже у железнодорожников колесо на эмблеме — и то с крыльями!