Трудовые резервы
В сознании людей закрепился стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями здоровья не может или не желает трудиться. Однако среди инвалидов большинство тех, кто работать хочет, предпочитая своим существованием не обременять окружающих. И таким людям порой приходится сталкиваться с проблемами при устройстве на работу. Некоторые воспринимают инвалидов как обузу на производстве. Автор этих строк познакомился с теми, кто думает иначе
Требуются операционисты
Александр Шафиев — из тех самых первых кооперативщиков Ростова. Сам окончил мехмат РГУ, но оказалось, что родной университет дает широкую специализацию: вместе с соратниками на заре кооперативного движения Александр Викторович сначала торговал обувью, которую производили «цеховики». А потом решено было самим попробовать шить те самые кроссовки, которые расходились тогда, в начале 1990-х, «на ура!».
Потом появилось производство не только кроссовок, но и туфель, в основном, мужских. Фабрика, которой руководит Александр, считается предприятием малым, здесь в среднем (из-за сезонности продажи продукции) 75 работников, среди которых инвалидов более 12%. Здесь не только работают, но и проходят практику студенты Новочеркасского технологического техникума-интерната (здесь обучаются инвалиды), причем техникум это предприятие нашел сам.
Первым из инвалидов появился здесь глухонемой сапожник Виталий Гоношенко: он пришел уже состоявшимся мастером. При работе с ним, может быть, и возникали некие трудности (все-таки человек не говорил и не слышал), но как сапожник он был на высоте, и производительность у него была высокая. Тогда появилась у Шафиева мысль, что не стоит на производстве отказываться от инвалидов. Было это лет 12 назад. Есть, конечно, проблемы при их обучении, но простого в жизни, философски заметил Александр, вообще ничего не бывает.
Внедрить разделение труда по операциям на фабрике пытались давно. Сегодня предприятие Шафиева (пора его, наконец-то, назвать — ООО «Меркурий-ТВ») работает с городским Центром занятости населения довольно тесно, и там знают, что в приеме на работу человеку с ограниченными физическими возможностями здесь не откажут. Несколько лет назад здесь случилось (по-другому не скажешь! — частно-государственное партнерство): фабрика участвовала в программе, согласно которой государство помогало оборудовать для инвалидов рабочие места. Так в цеху появились семь новых рабочих мест.
Работают инвалиды на швейных машинах-автоматах. Так получилось, что многие из этих работников — глухонемые. Специально их не искали, но пришел один, другой, и стало понятно, что атмосфера на предприятии комфортна для человека с ограниченными возможностями. Заработало «сарафанное радио». Чтобы уж до конца охарактеризовать доброжелательную атмосферу у обувщиков, стоит упомянуть, что на предприятии нередко такое явление, как появление семьи среди работающих здесь инвалидов.
Плохой слух Максима Градацкого, пришедшего сюда по направлению центра занятости, вовсе не помешал ему быстро освоиться и за год успеть обучить несколько человек.
Глухонемая Лена Садовская работает год как операционист, чем очень довольна.
Однако не только за швейными машинками можно встретить людей с ограниченными возможностями на предприятии. Сергей Летвяков, к примеру, кладовщик.
Пришел Сергей на предприятие после окончания ростовского профучилища № 7. Попробовали его поставить на операционку — не получилось, но выяснилось, что у Сергея отличная память, да и работник он добросовестный. Стал он заведовать «резаками» (ножами-формами, которые режут детали каждой модели), а их много, поскольку делаются они под каждую модель. А моделей много. Потому нужно помнить, где каждый из резаков находится и сколько их с тем, чтобы в случае необходимости возобновить производство, скажем, туфель (к теплому времени года), быстро найти нужное оборудование. Дело ответственное, им сегодня Сергей и занимается.
А дороги здесь не было никогда
— Мы — учреждение медицинское, а медицина социальна по определению, — говорит Алексей Кузнецов, кандидат медицинских наук, руководитель одного из крупнейших медицинских центров Ростова «Гиппократа».- Так вот мы социальной медициной занимались давно и плодотворно.
Что касается людей с ограниченными возможностями, продолжает Алексей Владимирович, мы приняли на работу несколько инвалидов-колясочников, а также инвалидов по другим заболеваниям.
Люди с ограниченными возможностями здоровья работают во всех отделениях центра, но особо стоит рассказать о хосписе, так как там, в хосписе, для них была специально создана доступная среда. По словам Кузнецова, в самом центре «Гиппократ» работает людей с ограниченными возможностями здоровья человек десять.
А что такое доступная среда в хосписе? Это то, что позволяет людям с ограниченными физическими возможностями жить и работать, не испытывая трудностей. Это, прежде всего, здание, находящееся в лесопарковой зоне Ростова, у которого устроена парковка. Машинам инвалидов, уточняет директор хосписа Елена Стадникова, мы разрешаем заезжать во двор.
При этом центр оплачивает инвалидам бензин, который они тратят, когда на машинах добираются на работу.
После того, как инвалиду помогли выбраться из автомобиля и сесть в коляску, следует автоматическое открывание дверей в здании.
А надо заметить, что дороги в лесопарковой зоне к этому зданию никогда не было: ее пришлось создать, чтобы передвижение не только машин, но и на колясках было безопасным. Ну, и, конечно, адаптация самого здания — а это пандусы, поручни, специальная мебель, переоборудованные санузлы. Большинство средств — самого центра. Все работы были проведены ударными темпами, и эта система продолжает успешно работать и сейчас.
Работа для людей с ограниченными возможностями здоровья была найдена административная: они занимаются оформлением медицинской документации. Кем только не работали трудоустроенные здесь колясочники — и «таксовали», и занимались надомной работой. То есть, жили активной жизнью. Как уточнила Елена Владимировна, сегодня 39-летний Владимир — администратор, 36-летний Евгений — менеджер. И их не просто взяли на работу: информационщики центра помогли им освоить те программы, которые они сегодня используют. Елена Стадникова назвала Владимира и Евгения ответственными людьми
Такие разные они — медучреждение и фабрика по пошиву обуви, а объединяет их одно: ни один директор не смог назвать точное число инвалидов, которые у него работают. А это значит, что люди с ограниченными физическими возможностями в сознании окружающих рассматриваются и в «Гиппократе», и на фабрике абсолютно равными всем остальным работникам. И трудятся инвалиды, признаются те, кто принял из на работу, зачастую более ответственно — на благо себе и обществу.