А дело-то — в шляпе!
В Ростовской области прошел межрегиональный фестиваль национальных культур «Народов Дона дружная семья». Казалось бы, очередной фестиваль, что здесь может быть необычного, того, что неизвестно человеку, лет 20 уже пишущего о межнациональных отношениях? Оказывается, еще как — может! На этот раз разговор зашел не просто о том, что есть у каждого народа — национальном костюме. При всем его многообразии общим для всех является наличие головного убора. Вот и довелось услышать от представителей национальных диаспор про то, что они носят на голове. Рассказы оказались более чем интересными.
Более 200 лет на Дону проживают армяне, соблюдая закон древней армянской поговорки: «Носи шапку так, как носят там, где ты живешь, но помни, как ее носил твой отец». Что донские армяне и делают: свято чтут свои традиции, уважая традиции казачества. Женский головной убор армян интересен и информативен — особенно головной убор невесты. Незадолго до свадьбы в ее доме собирались подруги и родственницы будущей жены. Девушку сажали на стул и расплетали ей косы, надевая тот самый головной убор, который носят только замужние женщины. Невесте на голову надевали повязку, которая плотно облегала голову. К ней пришивались монеты, свисающие на лоб (у кого — серебряные, а кто побогаче- золотые), а затем голову покрывали розовой прозрачной накидкой. По обеим сторонам лица через виски свисали серебряные или вперемежку с кораллом украшения — шарики. Что интересно — и через неделю после свадьбы невеста не могла выйти из дома с непокрытым лицом. Волосы при этом у нее, как у всякой замужней женщины, у нее обязательно должны быть собраны.
Евреи живут по всему миру, и узнать их довольно легко — по кипе, маленькой шапочке, прикрывающей верх головы. Сегодня поражает их разнообразие, в русском языке кипа получила название ермолки, но не от имени Ермолай, а от еврейских слов «боящийся Бога». Кипа на голове означает, что набожный еврей понимает: над ним — великая сила Бога. Головной убор женщины (обычно это завязанный платок) также покрывает ее волосы, в данном случае женщина выполняет одну из заповедей: пока волосы ее покрыты — ни с ней, ни с ее детьми ничего не случится. И после замужества только муж может видеть волосы еврейки. Еврейские кипы и широкополые шляпы помнят и Бабий яр (Киев), и расстрел евреев в Змиевской балке (Ростов-на-Дону). Это живая память народа, и пока голову еврея покрывает кипа, жива память народа.
Греки показывали лавровые венки — те самые, которыми увенчивали олимпийских победителей. Лавр у греков обозначал триумф и победу. Венки были посвящены Аполлону и Дионису. Первые римские императоры носили не короны, а именно лавровые венки. И, кстати, такой венок — к лицу практически каждому.
Иное дело — костюм понтийских греков, от которых ведут свое начало греки донские. Паслик кефало бесима, особым образом повязанный платок на голове у мужчины — это убор головы понтийского грека, грека из Турции. Он отличается от небольшой шапочки, покрывающей голову материкового грека в его эллинском (легком) костюме. Костюм понтийского грека считается «тяжелым». Грекам Понта все время приходилось отстаивать свои права на землю у османов. Платок на голову одевается не так просто, как может показаться на первый взгляд: ритуал его завязывания на голове укреплял в мужчине боевой дух, настраивал его на защиту. И сам костюм черного цвета скорее военизированный: на поясе у понтийского грека обязательно находится нож, сумка для боевых припасов. Встретив таким образом одетого мужчину, мало кто отважится задеть его, поскольку сам вид его говорил о том, что он готов к бою. И танцы понтийских греков, в основном, хороводные — рука к руке, плечо к плечу с желанием передать свою веру, свой настрой другому, объединиться.
Следуя правилам скромности, азербайджанская невеста прячется на свадьбе под двойным покрывалом. Если красота состоит из нескольких частей, то одна из них — обязательно одежда, говорят азербайджанцы. Особое место в азербайджанском костюме занимает шапочка, по ней можно определить — женщина замужем или нет. Незамужние девушки носят маленькие шапочки-тюбетеечки, которые вышиты бисером. Замужняя женщина носит тюбетейку побольше, поверх нее надевается шелковый платок. На шапочку невесты надевалась двойная фата. Первая закрывает лицо от мужских взглядов и никто, кроме жениха, не может увидеть ее красивых глаз. Вторая фата закрывает волосы, потому что замужняя женщина должна прятать свои косы. Но, кроме шапочек, молодые девушки носят и платки, повязанные в виде чалмы.
Узбеки (а узбекская диаспора появилась на Дону не так давно) представили тюбетейку, как символ Узбекистана. Есть такая пословица: «Мы с тобой связаны навек, как тюбетейка и узбек». В начале она была прерогативой мужчин, но со временем и женщины, и дети — все обзавелись тюбетейками. Ее черно-белая расцветка символизирует связи человека с космосом, является сосредоточением космических сил. Особенно красивы свадебные тюбетейки, расшитые золотом и серебром. 16 узоров тюбетейки символизируют цикл человеческой жизни.
Голову турка-месхетинца украшает феска — красный колпак, изготовленный, в основном, из шерсти в виде конуса, украшенном шелковой кисточкой. Этот головной убор, уверяли члены этой диаспоры, носили, как правило, чиновники, но после 1920 года (одно из революционных деяний Ататюрка, то есть, Мустафы Кемаля!) это отменили, и сегодня феску можно увидеть только в национальном костюме. Небольшая шапочка, украшенная золотым шитьем — традиционный головной убор, который будущая свекровь уже перед свадьбой надевала на турецкую невестку поверх фаты. Без такого головного убора невеста — не невеста. И прежде, чем снять с невесты этот головной убор, жених обязан подарить ей золотое кольцо в знак уважения.
Поляки носили головные уборы под названием мажоры, в других странах известные как конфедератки. Они имеют восточное происхождение и заимствована из калмыцкого костюма, уверяли члены «Полонии Дона». Роготывка (она же конфедератка) — четырехугольная шапочка с отворотом, она делалась из ткани и меха, украшалась перьями, пряжками и имела несколько вариантов. Чаще всего украшением служили павлиньи перья, символ богатства и процветания, которые собирались в пучок и крепились у боковой части. Посредине букета перьев находился букетик цветов. Вороньи перья крепились в знак траура, лебединые перья служили любовным талисманом, перья ястреба — символ удачливого охотника.
Украинский венок оказался не так прост. Каждая ленточка в нем имеет свое значение. Красная лента завязывалась первой — это символ земли. Затем следовала желтая лента — символ Солнца, затем шли бордовые и фиолетовые ленты — символы богатства и духовности. И обязательно была лента розовая — символ нежности. И каждая девушка на свадьбу надевала венок, в котором должны быть кисти калины, потому что «нет калины — нема Украины»: с этим утверждением связано немало легенд.
Казачий костюм впитал в себя все лучшее, что было у соседних народов. Казачьи папахи — от горцев, многочисленные платки, повязки и шали у женщин модифицировались в койшонку, шлычку. Казачки демонстрировали обряд надевания на невесту шлычки — символа замужней женщины. Этот символ обессмертил в своем романе Михаил Шолохов: «На тяжелом узле волос Аксиньи пламенела расшитая цветным шелком шлычка». Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой или прикалывалась блестящей шпилькой. А вообще-то это — твёрдая шапочка, покрывающая волосы, которая, в свою очередь, покрывалась платком или шальником из прозрачного шёлка.
Вот и попробуй после всего услышанного относиться легкомысленно к тому, что покрывает голову. Дело — действительно в шляпе, той самой, которая является неотъемлемой частью того лучшего, что создала каждая культура — национального костюма.
Кстати. Первый фестиваль национальных культур состоялся в 1995 году и стал одним из знаковых событий в культурной жизни донской столицы, на протяжении 20 лет, служа укреплению творческих контактов, дружбы и взаимопонимания между представителями народов разных национальностей, сохранению и развитию традиционных культур народов, проживающих на юге России. За это время на сцене Ростовского областного дома народного творчества не раз выступали лучшие национальные коллективы из Калмыкии, Краснодарского края, Волгоградской и Астраханской областей, Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Крыма, Дагестана, Украины.