Выставки в Москве, обязательные к посещению
Если читающему эти строки доведется, как и автору этих строк, до середины января 2018-го оказаться в Москве, то побывать на этих выставках ему стоит непременно. Даже если придется постоять в очереди, как буквально позавчера пришлось это сделать в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке.
Очередь, которой можно гордиться
С него и начнем. В ГМИИ имени Пушкина работает выставка Хаима Суетина, для которой из Музея Орсе, Музея Оранжери, Центра Помпиду, Лувра и Музея современного искусства Парижа привезены его работы. Но та самая очередь стояла, судя по всему, на другую выставку — «Передвижники и импрессионисты на пути в ХХ век», которая подготовлена к XXXVII Международному музыкальному фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Идея экспозиции удивительна и плодотворна одновременно — рядом находятся работы художников, которые каждые своими путями (не так уж и далекими, как выясняется, друг от друга) шли в будущее.
Автору этих строк посчастливилось услышать репетицию одного из вечеров: письма Ван Гога читал Евгений Миронов.
100 лет финского дизайна
Финляндия на этой выставке в МультиМедиаАрт-музее предстает самой раскрепощенной страной Европы: только такая страны могла стать родиной дизайна — оригинальнейшего и неповторимого. А также дать миру Альвара Аалта и его коллег: какая еще страна мира может гордиться архитектурой своих… библиотек и саун?!
А кто первый в мире дал женщинам избирательные права — да они же, финны!
Хотелось дерзать!…
В старом корпусе Третьяковки работает выставка Мартироса Сарьяна в рамках Дней культуры Республики Армения в России.
Самое большое впечатление — от его автопортрета, который и открывает экспозицию. Правда. Думалось при посещении этих двух небольших залов, что если наши донские музеи «сбросятся» теми работами Сарьяна, которые имеются в их фондах, выставка выйдет не хуже. Во всяком случае. его художественная дерзость будет представлена гораздо полней.
Некто 1917
В Новой Третьяковке на Крымском Валу — выставка, которую уже посмотрели все, кто только мог (она открылась в сентябре). Ее название — из статьи Хлебникова 1912 года, которую, как водится, никто в свое время не заметил.
Грамотней и полней представить эпоху, кажется, просто нельзя: а ведь никаких лозунгов и изображений «революционных масс» (все это — в Музее войны 1812 года на выставке «Энергия мечты», тоже заслуживающей внимания). Представлены произведения, созданные в 1916–1920 годах, и разделы соответствующие: «Мифы о народе», «В мастерской художника», «Эпоха в лицах», «Утопия нового мира».
Есть и раздел «Еврейский вопрос», в котором поразил даже не Шагал с его «Влюбленными», а скульптурный «Автопортрет» Натана Альтмана.
Тот самый EL
В том же здании, а также в Еврейском музее — первая столь масштабная в России выставка (фактически две части одного целого) человека — родоначальника и современного выставочного дизайна, и автора «горизонтального небоскреба» и радикального оформления оперы «Победы над Солнцем» — гораздо радикальней, чем у Малевича и компании.
Речь — об Эль Лисицком: в придуманных им костюмах к опере должны были двигаться фигурины, читай, марионетки, которых двигал режиссер.
Именно он, ставший первым редактором журнала «СССР на стройках» (да не испугает никого это название!) экспериментировал и с фотомонтажем, и с фотоколлажами. А его плакат «Клином красным бей белых» 1920 года давно стал классикой. Говорить про его «проуны» (проекты утверждения нового) неспециалисту не стоит, отметим лишь, что в таком количестве они впервые представлены в России.
Про Казимира Севериновича
Выставка «Казимир Малевич: не только «Черный квадрат» проходит в выставочном комплексе «Рабочий и колхозница» на ВДНХ.
Экспозиция потрясающе информативна: не только прослежены все связи художника, но и впервые широкой публике представлена его родословная.
И, конечно же, авторы выставки не удержались от демонстрации того, что многие помнят с детства — флакона одеколона «Север», автором формы которого и этикетки был Казимир Северинович.