Евреи в Ростове
Далеко не каждый народ оставил в донской столице следы своей материальной культуры, которые можно увидеть и сегодня. Евреи — среди них: более того — благодаря активности их городского сообщества эти самые «следы» удалось сохранить. А самих представителей немалого числа еврейских национально-культурных организаций можно увидеть и на празднике «Ростов многонациональный» и на фестивале «Народов Дона дружная семья».
Пересказывать историю появления представителей этого народа в Ростове нет смысла — уж очень много об этом написано.
http://www.e-reading.club/bookreader.php/136075/Evrei_na_Donskoii_zemle.pdf
https://lechaim.ru/ARHIV/163/VZR/017.htm
Напомним лишь тот факт, что и в древней Тане, а потом и в золотоордынском Азаке проживали представители этого народа. А в составе гарнизона крепости Святителя Димитрия Ростовского числились еврейские кантонисты. В 1796 году во время пятой ревизии населения Российской империи установлено, что в крепости проживает семь мещан-евреев.
К началу XIX века на юго-востоке Екатеринославской губернии находился будущий «рассадник» евреев в Области Войска Донского, а именно — Таганрогское градоначальство и Ростовский уезд. В 1800 году в Ростовском уезде проживали всего 10 евреев-мещан и ни одного купца. Но уже в 1811 году еврейское население Ростова увеличилось до 20 семей. По некоторым данным, к 1846 году в весьма небольшом тогда городишке Ростове жили 289 евреев — около 3, 2% всего населения.
Предприимчивые и выделяющиеся среди прочих своим культурным цензом евреи занялись в городе, еще не ставшим крупнейшим торговым центром юга России, созданием своей социальной инфраструктуры. Причем необходимые для этого объекты строились настолько основательно и серьезно, что их-то и сегодня можно увидеть в Ростове-на-Дону.
Перед началом путешествия стоит напомнить и следующее обстоятельство: заслуги евреев — промышленников, финансистов, купцов, врачей, архитекторов, строителей, ремесленников — перед городом были весьма значительны. Об этом свидетельствует такой факт: при присоединении в конце 1880-х Ростова и Таганрога к Области Войска Донского (территории, где представители неправославных конфессий были весьма ограничены в правах, а жительство евреев вообще запрещено), ростовская Дума обратилась к императору Александру III с посланием, в котором, в частности, говорится: «Городская дума сочла своим долгом обратить особое внимание правительства на такие подробности, от разрешения коих зависит будущее нашего города. Город Ростов есть пункт исключительно торгового, промышленного и фабричного характера, и его население в этом отношении весьма отличается от населения области, к которой Ростов предполагается присоединить. Торговые и промышленные обороты города доходят до
150 000 000 рублей, а обороты банков, в нем действующих, — до 60 000 000 рублей в год. В этих громадных оборотах принимают участие не одни русские, но также иностранцы и евреи. Выселение из Ростова 10 000 евреев, которым жительство может быть запрещено, имело бы весьма грустные последствия для города и его обывателей».
Проживающим в Ростове евреям было разрешено остаться, но приезжать и поселяться другим представителям этой национальности было запрещено. Как рассказывала автору этих строк Мария Семеновна Жак (знаменитая Жакиня — жена поэта Вениамина Жака и известнейший деятель библиотечного дела на Дону), представительница рода Браиловских (из тех, кому было позволено остаться в городе после присоединения его в ОВД), ее отец Семен Браиловский, известный в городе адвокат при необходимости воссоединения семей надевал свой лучший костюм и отправлялся на прием к городскому голове, убеждая дать разрешение на проживание в Ростове того или иного юноши или девушки. Дело, в основном, решалось, в пользу воссоединения.
Если отправляться в «большое еврейское путешествие» по донской столице, то начать, наверно, стоит со здания на улице Ульяновской.
Свет знаний
Еврейская община Ростова всегда с большим вниманием относилась к проблемам образования, прекрасно понимая, что выжить в этом мире можно за счет знаний и умений (компетенций, как сказали бы сегодня).
В последней четверти ХIХ века Духовное правление Главной хоральной синагоги выстроило в принадлежащей еврейской общине усадьбе трехэтажный дом в «кирпичном стиле» по улице Канкринской (теперь Ульяновская), 57. Кроме самого духовного правления, в нем располагались еврейское училище, библиотека-читальня, бесплатная столовая и другие учреждения.
В 1924 году здание, как и все культовые и религиозные сооружения, было национализировано и передано отделу народного образования Донской области. Эти стены сначала познакомились с ростовскими беспризорниками, затем —c обычными советскими школьниками. До 2005 года здесь располагались областное базовое медицинское училище и областная специализированная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва.
1 сентября 2005 года в этом историческом здании отпраздновала новоселье общеобразовательная школа (гимназия) «Ор Авнер» — «Свет знаний». Постановлением администрации Ростовской области здание было передано ей в безвозмездное пользование.
И еще немного — о заботе евреев об образованности будущих поколений: к 1914 году в Ростове-на-Дону работали училища «Талмуд-Тора» при Главной и Солдатской синагогах, женское училище и вечерние женские курсы при Главной синагоге (с программой прогимназии), частное женское училище Е. А. Житомирской, восемь мужских и женских училищ 3-го разряда, три двуступенных частных одноклассных мужских и женских училищ и восемь хедеров (религиозных начальных школ).
Как добраться: любым автобусом по Большой Садовой до остановки «Ворошиловский проспект», а затем по Ворошиловскому проспекту спускаться к Дону до улицы Ульяновской, повернуть направо до дома № 57.
Дом любавичского рабе
В годы Первой Мировой войны число евреев на Дону, в Ростове — в том числе, значительно выросло из-за большого притока беженцев из Белоруссии и Украины. В 1916 году из местечка Любавичи Могилевской губернии вынужден был переехать в Ростов один из потомков знаменитой хасидской семьи Шнеерсонов, основателей литовско-белорусского течения в хасидизме — хабада. Духовный вождь Любавичской хасидской общины, или, по-еврейски, цадик (праведник), основатель и руководитель ешибота «Томхей-тмимим» Шолом Дов-Бер Шнеерсон (1860–1920), пятый Любавичский ребе, приехал с сыном по приглашению своих ростовских учеников, спасаясь от надвигавшегося фронта.
Семья ребе поселилась в доме № 44 по переулку Братскому, где сейчас находится иешива его имени. Здесь в Ростове ребе нашел свой последний приют. После открытия Нового еврейского кладбища в районе ипподрома его тело было с почетом перезахоронено на специально отгороженном участке.
Двухэтажный дом в кирпичном стиле сохранился в переулке Братском, несмотря на то, что во время последнего штурма Ростова вся привокзальная часть города была практически сравнена с землей. Он и сегодня выглядит хорошо, а о его возрасте напоминают трещины в стенах, которые, впрочем, как шрамы мужчине, придает дому только шарм.
Как добраться: по Большой Садовойлюбым транспортом до остановки «Переулок Братский», далее по переулку дойти до дома № 44.
Истории использования зданий ростовских синагог (да не обидятся евреи, впрочем, они — люди с юмором и поймут!) будут куда экзотичней, чем эксплуатация закрытых и национализированных православных храмов.
Нахичеванская синагога (молитвенный дом)
Еврейская община в Нахичевани-на-Дону возникла значительно позже, чем в Ростове, и свой молельный дом у нее появился также позже. В 1903 году общиной приобретается дом на углу нынешней улицы Мурлычева (тогда 1-й Вознесенской) и 24-й линии, и в нем обустраивается молельня, а потом и синагога. При ней существовало одноклассное мужское еврейское училище третьего разряда.
Сначала Советская власть не стала синагогу закрывать, а заключила с ней договор на бессрочную аренду здания, потом несчастный полутораэтажный домик таки муниципализируют. Но договор аренды сохраняют, и синагога работать продолжает. При общей атеистической ситуации в государстве так долго продолжаться не могло, и в 1935 году синагогу закрывают постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома.
Здание передается в распоряжение артели имени Калинина по изготовлению металлических изделий: ее основал один из рабочих, цыган по национальности. Чем прославилась эта артель на промышленном поприще — неизвестно, но здание быстренько переоборудовали под жилой дом, куда и въехали «ударники» артели. В Нахичевани эту бывшую синагогу еще долго назывался «цыганским» домом.
Как добраться: любым транспортом до Нахичеванского рынка, остановка «Площадь Карла Маркса», дойти до пересечения 24-й линии (дом № 4) и улицы Мурлычева
Солдатская синагога
Единственная действующая синагога Ростова находится по адресу: улица Тургенева, 66. Это бывшая солдатская синагога, при этом одна из версий ее названия такова: солдатской она стала по имени «Солдатского еврейского молитвенного общества Ростова-на-Дону», образованного отставными солдатами-евреями в 1862 году. Однако согласно ростовской молве названа она так еще и потому, что здесь пролегала переправа через Дон, и по Газетному переулку на Кавказ шли солдаты, а те, кто из них были иудеями, по дороге заходили в синагогу помолиться…
Здание построено в 1872 году в стиле модерн с использованием элементов восточных стилей. Автор проекта — предположительно городской архитектор Владимир Якунин. Оно, несмотря ни на что (пострадало от погрома в 1905-м, а также во время Великой Отечественной), сегодня предстает перед прохожими в своем первоначальном облике, имея статус памятника регионального значения.
Однако как религиозное здание синагога перестает существовать в 1935 году. Сюда заселяется химфабрика горместпрома и цеха радиозавода «Комсомолец». Во время войны эти предприятия были эвакуированы из города.
Есть сведения, что часть здания занимали и кукольные мастерские, словом, чего здесь только не было…
После Великой Отечественной, в 1945-м, после пребывания в Москве инициативной группы ростовских евреев, им разрешили пользоваться зданием, к восстановлению которого те уже приложили немало сил.
Окончательно здание перешло в распоряжение еврейской общины 12 августа 1991 года, когда Кировский районный народный суд признал факт владения Ростовской еврейской религиозной общиной частью здания синагоги по переулку Газетный, 18 (литер «А»), а также узаконил ее право собственности на эту часть. Торжественное открытие синагоги после реставрации и капитального ремонта состоялось 26 декабря 2005 года.
Как добраться: любым транспортом по Большой Садовой до остановки «Проспект Семашко». От остановки пройти по Большой Садовой до переулка Газетного и спуститься к Дону до улицы Тургеневской.
Хоральная синагога
Если пройтись по улице Баумана от переулка Газетного в сторону проспекта Ворошиловского, то невозможно не остановиться перед зданием под номером 70. И пусть никого не смутит табличка, извещающая о том, что здесь находится кожно-венерологический диспансер. Это здание бывшей главной Хоральной синагоги Ростова-на-Дону.
Главная хоральная синагога была торжественно открыта 30 августа 1868 года: напомним, Ростов еще не входит в состав Области войска Донского, отличаясь своей толерантностью ко всем проживающим на его территории. На церемонии открытия присутствовал городской голова Андрей Байков. В своей речи он отметил, что ставит задачу «уравнять евреев в отношении общественного положения в городе с прочими гражданами».
В 1903 году при синагоге открылась еврейская библиотека-читальня. Кроме того, здесь располагалось училище Талмуд-Тора. Все это превращало Главную хоральную синагогу в культовый и учебный комплекс.
В 1924 году синагога была муниципализирована, но здание продолжало находиться в ведении еврейской общины. Но в середине того же рокового для ростовских евреев 1935 года здание синагоги было национализировано, и там разместилась кожно-венерологическая больница.
Сегодня здание изрядно перестроено, но, тем не менее, признано памятником истории и культуры регионального значения.
Как добраться: по Большой Садовой любым транспортом до остановки «Проспект Ворошиловский». Далее по Ворошиловскому спуститься к Дону до улицы Баумана и дойти до дома № 70.
Больница
Корпуса еврейской Александровской больницы расположились на углу Богатяновского спуска и улицы Социалистической (тогда — Никольской). Строилась она на благотворительные средства общины, самый крупный вклад в это доброе дело поступил от Якова Гурвича, ростовского купца-зернопромышленника. Помогал больнице и город, выдавая ей в год по 300–500 рублей. Имя свое при закладке первого камня она получила в честь благополучного 25-летнего царствования императора Александра Второго.
На рубеже веков больница была перепланирована, расширена. И самое интересное, несмотря на (естественно!) дальнейшую муниципализацию и национализацию она больницей оставалась всегда.
Названия ее, правда, менялись: так, в 1920 году еврейская больница получила имя больницы скорой помощи имени Ленина. Но больницу № 4 (такой номер у нее в нынешние времена, «Скорая» уехала на Северный, где для нее было выстроено большое новое здание) еще долго в Ростове называли именно «еврейской больницей». Ее старые корпуса имеют статус памятника истории и архитектуры регионального значения.
Как добраться: по Большой Садовой любым транспортом до остановки «Музыкальный театр» (или переулок Университетский). Затем, дойдя до Богатяновского спуска, спуститься вниз к Дону.
А теперь придется коснуться самой печальной страницы истории ростовских евреев, перед которой меркнут погромы и ростовских черносотенцев в 1905 году, и грабежи 1920 года (армия Буденного, заняв город, вела себя не совсем адекватно…). Речь — о самом массовом уничтожении евреев на территории России в годы Великой Отечественной войны.
Змиевская балка
Ростов в годы Великой Отечественной фашисты занимали дважды. Самой длительной была вторая оккупация, начавшаяся 24 июля 1942 года. Далеко не все евреи успели эвакуироваться: кто-то не верил слухам о зверствах оккупантов, кто-то о них, зверствах, просто не знал, у кого-то просто не было возможности уехать.
На углу Большой Садовой и Буденновского проспекта висит памятная доска. Именно здесь был назначен один из пунктов сбора ростовских евреев 11 августа 1942 года с ключами от своих квартир (!). Евреям рекомендовалось взять с собой их ценности и наличные деньги; по желанию можно взять необходимейший для устройства на новом местожительстве (!) ручной багаж.
Собранные тысячи человек затолкали в грузовики вместе с багажом и повезли в сторону поселка 2-я Змиевка. Непоместившихся в машины колонной погнали в том же направлении. В районе карьера пленными солдатами были заблаговременно вырыты рвы. Жителям поселка 10 августа было предложено покинуть поселок на два дня под предлогом проведения учебных стрельб. 11 августа и началось массовое убийство евреев. Руководил расстрелом врач зондеркоманды СС 10-а унтерштурмфюрер СС Генрих Герц.
Всего за несколько августовских дней тогда было расстреляно свыше 30 тысяч человек, среди которых — более 27 тысяч евреев (в основном, женщин, детей, стариков).
Казни в Змиевской балке шли в течение всего времени оккупации Ростова, расстреливали всех — советских военнопленных, коммунистов и комсомольцев Ростова, заключенных городской тюрьмы, подпольщиков, ополченцев, курдов, ассирийцев, армян, цыган, считавшихся в Рейхе неполноценными, и также румын-дезертиров со Сталинградского фронта.
Первый памятный знак появился здесь в 1959 году. А в 1975 году ко Дню Победы здесь был открыт мемориал «Жертвам фашизма». Авторы мемориала — архитекторы Норальд Нерсесьянц, Рубен Мурадян, скульпторы Николай Аведиков, Елена и Борис Лапко.
В память о трагедии впервые в 2007-м в Ростове прошла акция «Дорога живых», в которой ее участники частично повторили путь евреев, колонну которых гнали в Змиевскую балку. В 2017-м она была повторена, памятные мероприятия прошли и по всей России.
Как добраться: автобусом № 6 до остановки «Мемориал «Змиевская балка».
Сабина
Погибла в Змиевской балке уверявшая окружающих в «культурности немецкой нации» и самая известная ростовчанка еврейского происхождения, ученица Фрейда и Юнга, ученый-психоаналитик Сабина Шпильрейн.
Дом на Пушкинской в Ростове-на-Дону, где она жила, стал местом паломничества сторонников психоанализа. На фасаде дома в 2002 году по инициативе ростовских ученых во главе с академиком Виктором Овчаренко установлена мемориальная доска, сообщающая об этом факте. Это единственная в России памятная доска, посвященная Сабине Шпильрейн.
Этот престижный доходный дом принадлежал матери Сабины — Еве Марковне. Он был возведен к 1897 году. Когда в дом вселилась семья Шпильрейн, Сабине уже исполнилось одиннадцать лет, и у неё были младшие братья Ян, Исаак, Эмиль и младшая сестра Эмилия.
Окончив медицинский факультет Цюрихского университета и защитив докторскую диссертацию под руководством Карла Юнга, Сабина становится членом Венского психоаналитического общества. В 1911 году в Ростове она вступает в брак с Файвелом Шефтелем, затем вместе с супругом уезжает в Швейцарию.
Когда в 1924 году Сабина вернулась в Ростов, на её счету были участие в конгрессах Международной психоаналитической ассоциации в Гааге и Берлине, многочисленные публикации исследований на немецком и французском языках.
В те годы дом её родителей уже муниципализировали. В последующие 1920 — 30-годы она проживала с мужем в здании на улице Шаумяна. Ушла в Змиевскую балку ученый-психоаналитик вместе со своими двумя дочерьми.
Как добраться: на любом транспорте (по Красноармейской или по Большой Садовой) до остановки «Проспект Семашко». Далее — пешком до улицы Пушкинской (дойти до дома № 83)
Династия с отличием
И завершая экскурсию, нельзя не рассказать об одной удивительной династии, о представителях которой уже было упомянуто.
Семья Браиловских-Жаков, объединившая выходцев из Румынии (судя по фамилии, из города Браилов) и Испании, связана с Ростовом очень давно. По семейной легенде, «испанцы» получили фамилию при переходе через испано-французскую границу от имени основателя Якова — Жака.
Жизнь разбрасывала их по городам и странам — Англии, Швейцарии, США, Италии, Палестине, они участвовали в восстаниях и войнах — в Англии, на Дону и в Сибири, под Сталинградом и в Палестине, гибли в Змиевской балке, во рвах Крыма и под Ленинградом. Некоторые ветви семьи полностью уничтожены во время Великой Отечественной войны.
Кого только нет среди ее представителей: имена членов семьи фигурируют в сборниках «Наука Дона в лицах», «Культура Дона в лицах», «Евреи на донской земле», антологии поэзии русского зарубежья «Мы жили тогда на планете другой». Ими написаны десятки книг стихов и прозы, научных статей и диссертаций. Естественно, что многие из членов семьи тесно связаны с ростовским университетом (он же — Варшавский, Северо-Кавказский, Донской, а нынче — Южный федеральный). Вскоре после переезда в Ростов в университете был открыт археологический институт. Его вольнослушателем стала Эсфирь Соломоновна Браиловская, мать пятерых детей.
Представители следующего поколения — Мария Семеновна Браиловская и ее муж (в будущем известный писатель) Вениамин Константинович Жак — закончили педагогический факультет университета, отделение русского языка и литературы, получив дипломы в 1929 году.
Их сын Сергей Жак закончил физмат РГУ в 1953 году, получив диплом с отличием. Его дочери Екатерина Жак и Елена Жак (Полинская) закончили филологический факультет РГУ соответственно в 1976 и 1983 годах — и тоже с отличием. Сын Екатерины Сергеевны Александр Черярин — выпускник исторического факультета РГУ (диплом с отличием), получил еще и юридическое образование в 1995 году.
Итого — пять поколений, восемь дипломов родного университета. Какая еще семья в донской столице может сказать о себе такое?
Имена двух представителей династии в Ростове-на-Дону увековечены на памятных досках — это имя Леонида Григорьевича Браиловского (Пушкинская, 141), легендарного ростовского театроведа, и имя Вениамина Константиновича Жака, поэта и писателя (Чехова, 42), известного мемуарами, посвященными Маяковскому.
Словом, как пишет сайт «Ростов еврейский», в Ростове всегда было много евреев (сегодня — более 12 тысяч) и всегда они что-то затевали. И не только затевали: за то, что они создали, не стыдно потомкам.