Это Ростов, детка!
Материал написан специально для гостей ЧМ-2018
Ростовская область — один из самых жизнерадостных регионов России, а уж Ростов-на-Дону являет собой концентрацию этой жизнерадостности, понять которую до конца можно, зная некоторые местные особенности.
Про «папу»
Первое, что скажут приезжим из-за рубежа россияне про Ростов: он же «папа», имея в виду и Одессу-«маму», два города, прославленных своим криминальным прошлым. Если и был в Ростове криминальный дух, то его изрядно выветрили в 1920-е чекисты, взявшиеся за бандитов всерьез. Да и вообще — сыщики в Ростове — одни из лучших в стране: ведь психологов кто один из первых призвал к себе на помощь? А воры — они есть в каждом городе, и в Ростове сегодня их не больше, ни меньше, чем в другом городе.
А прозвищем «папа» ростовчане гордятся, вспоминая, что они и «ворота Кавказа», и его «голова» (куда приезжают учиться со всего юга России?!). Большой, красивый «папа», соседей поддерживающий, уехавших в дальние края не забывающий. И это только иногородние могут смеяться над лозунгом «Ростовчане всего мира, объединяйтесь!», а в Ростове знают, о чем говорят.
Самые красивые
Даже не попробуйте утверждать в присутствии ростовчанина, что в какой-нибудь Тьмутаракани девушки повиднее будут. Житель города, услышавший такое, возьмет говорящего за руку и выведет на Большую Садовую поглядеть на парад настоящей красоты.
Ученые говорят, что этот вулкан красоты породило смешение кровей разных народов. А этих народов в самой донской столице — более 150, так что есть чему смешиваться: особенно «крутая смесь» получается, когда струится по жилам красавицы казачья и армянская кровь.
Кстати, никогда ростовчанин не скажет сакраментальное: «Понаехали тут!». Глядя в черные очи армянских красавиц все помнят: «понаехали» (тогда крымские, а еще раньше анийские) армяне на Дон всего лишь через 30 лет после появления Темерницкой таможни, давшей начало Ростову-на-Дону.
Самые яркие
Это только в Ростове могут экономить на еде, покупая яркие, нарядные вещи, потому на Пушкинском бульваре летними вечерами — настоящий парад совсем необязательно «последних стонов моды», а того, что подчеркивает индивидуальность. Здесь можно встретить и человека в котелке, и барышню в шляпке с вуалеткой. А рядом — джинсы всех мастей и майки с такими надписями, что и в мэрию, пожалуй, могут не пустить: ничего, конечно, скабрезного, но откровенно обо всем — уж точно.
Фундаментальная особенность ростовчанок — принаряжаться, отправляясь на Центральный рынок. Эту особенность еще Гришковец заметил. У некоторых гражданок для этого и шубы особенные припасены.
И говор — самый-самый
Пытаясь изображать ростовчан в сериалах, актеров заставляют активно «гэкать». Ну — да, есть такое отличие от прочих иногородцев. Но какие только словечки не появились здесь: скажем, долго северянам нужно объяснять, что такое «жердёла», это маленькое солнышко, впитавшее в себя солнце юга и остроту южного характера. А когда на Центральном или Нахичеванском рынке приезжему предложит «синенькие», то есть, баклажаны, удивляться не стоит, поскольку до недавнего времени в ходу было слово и «красненькие», то есть, помидоры.
Менталитет
Ростовчанок (да и ростовчан — тоже) всегда можно узнать по быстрой реакции на происходящее: пристройка к ситуации практически отсутствует. Однако это не говорит о том, что здесь не слышат друг друга: еще как слышат — только на другой скорости. Доброжелательности к спрашивающим, как добраться — через край. И в том же трамвае или автобусе еще и спорить начнут, кто верней укажет дорогу.
В Ростове — все быстро: даже в ХIХ веке некий харьковский фланер (другими словами. бездельник) подмечал, что и дамы здесь двигаются по улицам гораздо быстрей, чем в других городах.
Кто скажет, что ростовчане прижимисты и скуповаты — не верьте. В одну из зим, когда снегом завалило весь город и даже машины с продукцией хлебозаводов не могли пробиться к магазинам, а люди из дальних районов на работу шли пешком, многие ростовские кафе и кофейни открыли свои двери и бесплатно отпаивали чаем замерзших, что тогда заставило многих поменять свое мнение о ростовчанах.
Про футбол даже говорить не стоит: болеют тут все — и, естественно, за ФК «Ростов», особенно когда эта интернациональная сборная («загорелых» казачков, правда, в этих рядах не наблюдалось) выигрывала у клубов типа «Бавария». Ветераны помнят демонстрацию по Большой Садовой (тогда улице Энгельса — в каком другом городе большевики переименуют главную улицу в честь этого прекрасного беллетриста?!) в 1966 году, когда СКА (который сейчас, увы, не том состоянии) выиграл серебро чемпионата СССР.
И если каждый первый ростовчанин — болельщик, то каждый второй — рыбак. Причем это занятие многие объясняют медитацией, то есть, временем сбора своих разрозненных мыслей (обратная сторона взрывного темперамента), а вовсе не желанием что-то поймать. Но и ловят — в прошлом сезоне прямо на ростовской набережной один удачливый рыбак поймал совсем немаленького сома, что собрало вокруг него любителей сэлфи в большом количестве.
Да и уху в Ростове готовить умеют — даром что ли рыба спасала всех жителей Нижнего Дона в голодные годы. Фестиваль реки Дон, молодой праздник донской столицы, на котором районы города соревнуются, чья уха лучше, открывается так: в котелке с ухой по старинному казачьему обычаю гасят горящую головешку.
Самые талантливые и самые патриоты
Если на внешность влияет «смесь кровей», то уж на ум и способности — тем более. Талантливость, похоже, вообще у ростовчан в той самой крови. Вспомним Юрия Башмета: ведь каких-то несколько самых детских лет человек прожил в доме у Дона, а ведь, поди ж ты, не забывает родной город и уже несколько лет привозит на малую родину другие таланты со всего мира.
Это тоже особенность ростовчан — крепкая привязанность к любимому городу. Никас Сафронов дарит своей альма-матер (художественному училищу имени Грекова) скульптуры,
каждый праздник проводит в Ростове неутомимый телеговорун Дмитрий Дибров, украшая собой концерты на Театральной площади. Находясь далеко от Ростова, слагает песню «всех времен и народов» (это та, что про левый берег Дона) телеведущий и продюсер Иван Кононов. Неувядаемый «гардемарин» Сергей Жигунов играет в сериале «Однажды в Ростове», снятым по его инициативе. Первый фильм режиссера Ангелины Никоновой, уехавшей в США (и уже вернувшейся), снят о давно покинутом родном Ростове.
В Москве уже лет десять как действует землячество ростовчан, в которое входит свыше трёх тысяч человек, успевших чего-то добиться в жизни. А кто бы сомневался — они же из Ростова!