Про армянскую свадьбу
«Живой Ростов» уже писал о традициях, согласно которым проводилась казачья свадьба на Дону. Однако рядом с казаками уже более двух с половиной веков живут пришедшие из Крыма армяне. Обычаи донской армянской свадьбы не только не менее интересны, но продолжают соблюдаться и в наше время.
Обмен хлебом
Начнем с того, что армянину не принято быть вне семьи: мужчина должен быть женат, женщина — замужем. Развод в армянских семьях считается явлением ненормальным, они не приняты и происходят лишь в крайних случаях.
До сих пор соблюдается традиция, когда невесту парню выбирают родители, то есть, знакомство будущих жениха и невесты организуют старшие родственники. Но для начала без участия молодых обе стороны проводят переговоры: вы — кто, откуда, кто у вас в родне, чем занимаетесь. Такое общение обязательно: оно носит название «обмен хлебом». Родители жениха привозят с собой на первую встречу выпечку — торт, пирог. Когда они уходят, родители невесты им вручают свой «хлеб». Это означает, что договоренность состоялась.
И молодые — в курсе, они, как выясняется, вовсе не против такой постановки дела, доверяя родителям. Жених должен быть старше невесты — раньше эта разница в возрасте была обязательна, потому что только состоявшийся человек мог обеспечивать семью.
Впрочем, сегодня молодые могут познакомиться и сами, скажем, на работе, но встреча договаривающихся родительских сторон обязательна и предваряет будущие планы потенциальных жениха и невесты.
Следующий шаг — уже настоящее обручение. И все, кто приезжает на него со стороны жениха в дом родителей невесты, появляются с подарками: в основном, это драгоценности, фрукты, цветы, сладости. Общение и знакомство родственников продолжается. Будущие молодые также присутствуют.
От обручения до свадьбы времени может пройти и мало, и много — она почти всегда играется осенью: самое благодатное время, когда на столе возможно максимальное изобилие.
Подготовка к свадьбе
Все элементы одеяния невесты на свадьбу покупают родители жениха — платье, туфли, фату и так далее, плюс кольцо. А родители невесты одевают жениха, приобретая для него костюм, рубашку и прочее, и кольцо впридачу.
Принято следующее: если родственники жениха подарили на обручение золотые украшения, на свадьбу они дарят деньги. Те же, кто на обручении не присутствовал, могут подарить, что пожелают.
Свадьбу играют в доме жениха. Часто кто-то из старших родственников невесты высказывает пожелание, чтобы жених забирал ее из его дома, что считается почетным. Там также накрывают стол для приехавших. Родственницы жениха под песни одевают невесту, восхваляя ее (что-то вроде «наша невеста самая-самая, что на нее ни наденешь, все прекрасно, и так далее). Подружкам невесты присутствовать при этом разрешено, но они не поют, а «печалятся». Все гости пробуют угощение под музыку. И пока жених не будет приглашен в дом невесты, никто из мужчин не имеет права даже приблизиться к этой комнате.
Когда невеста готова, в дом входит жених, и ни одна душа не имеет права пересечь ему дорогу — до конца свадьбы. Жениха сопровождают его лучшие друзья: тут случается и недопуск к невесте без выкупа, и прочие традиционные свадебные развлечения.
Но когда жених берет невесту за руку, уже нигде — даже в зале бракосочетания! — он не имеет права выпустить ее руку из своей, то есть он должен быть при ней неотступно: никаких перекуров, никаких друзей. Разлучаться во время свадьбы — плохая примета.
Невесту неотступно сопровождает ее сестра, возможно, подруга, словом, молодая незамужняя девушка. Этому даже есть название — харснакур (сестра невесты). В конце свадьбы она за это получает подарок от свекрови. Более того, эта подруга остается с невестой на первую ночь, а жених проводит это время в другом месте. Встречаются наконец-то молодые в конце второго дня свадьбы — как правило, это воскресенье.
Само торжество
Играют свадьбу в доме жениха, куда возвращаются после регистрации в ЗАГСе (туда едет, в основном, молодежь), и длится она, как минимум, два дня. В дом жениха едут праздновать не все родственники невесты.
Когда молодые входят в дом, перед ними свекровь на полу укладывает две тарелки. Кто первый наступит и раздавит тарелку, тот и будет главой семьи. Обломки этих тарелок хранятся в некоторых семьях долгие годы.
Роль самих молодых людей на свадьбе скромна — прием поздравлений и подарков. Пить им запрещено — можно лишь поднимать бокалы.
Дарят на свадьбу подарки разные: в последнее время это туристские поездки на послесвадебный медовый месяц. Дарят, как уже было сказано, деньги и украшения, сертификаты на приобретение разных вещей. Сам процесс дарения начинается на свадьбе тогда, когда выпили за здоровье молодых и родителей. Ведущий свадьбы, как правило, провозглашает: «Нашим молодым нужно помочь организовать начало семейной жизни, кто готов это сделать?» В некоторых местах до сих пор принято подходить к гостям с большим подносом за дарами. Согласно количеству даров он может быть и не один. Дарение, как правило, с поздравлениями запивается рюмкой спиртного.
На армянских свадьбах случается всякое, но такое, как «если была драка — свадьба удалась», бывает редко. В армянских селах до сих пор сохраняется обычай танца невесты со всеми своими родственницами. Когда невесту привозят в дом свекрови, ей на колени сразу же усаживают мальчика с тем, чтобы ее первенец был мужского пола. А если кто-то из женщин семьи жениха уже имеет дочку, то ее не подпускают к будущей жене.
На свадьбе играет, как правило, живая музыка.
Главный человек на свадьбе — крестный отец жениха, который приходит со своей семьей. Это первый человек, с кем советуются родители перед тем, как женить сына. Он и «ведет» этого ребенка по жизни, крестя потом и его детей. Потому в крестные выбирают очень уважаемого человека.
Чтобы гости были довольны
Армянские свадьбы, как правило, многочисленные и шумные. Сегодня 80 гостей на торжествах — это нормальное их количество, а раньше число гостей доходило до 200 в обязательном порядке. Для того чтобы накрыть стол (и не на один день!), собираются все родственники молодых женского пола. Угощение продумывается до мелочей.
Обилие стола на армянской свадьбе поражает постороннего человека всегда. И не то чтобы застолья на других национальных свадьбах были скромными, но здесь… Впрочем, судите сами.
Обязательны к приготовлению такие блюда, как маринованный говяжий язык и три-четыре вида рыбной закуски, горячих мясных блюд — не менее четырех-пяти видов (шашлык, люля, хашлама, долма, жареные куры), пять-шесть видов колбас, а также суджук и бастурма, каперсы, маслины плюс домашняя выпечка. И это только обязательные! А уж остального каждая семья готовит сколько хочет и сможет. Недаром только кулинарная подготовка армянской свадьбы занимает не менее недели.
После свадьбы
Как правило, молодые начинают свою новую жизнь отдельно от родителей — особенно, если в семьях есть младшие дети. Считается, что они могут стать причиной разлада (к примеру, кому-то подарили что-то, а кому-то — нет).
Те золотые украшения, которые будущая жена получает в качестве подарков, она постепенно раздаривает: ее ведь тоже приглашают на свадьбы. Но то, что она хочет оставить себе или своим детям, остается в семье.
У армян, проживающих на юге России в разных территориях, могут сохраняться отличающиеся друг от друга традиции и верования, используемые во время свадьбы. Так, у армян, покинувших Турцию во время геноцида и обосновавшихся на черноморском побережье, еще несколько десятилетий назад наблюдался такой обычай на свадьбе: кровью петуха, которому только что свернули голову, смазывалась обувь жениха и невесты. Считалось, что так теперь они повязаны кровью и неразлучны будут всю жизнь.