Африка в зимнем Ростове

5-1

Казалось бы, где Африка, где — донская столица и где — музей заповедник «Поленово»?! И, тем не менее, три этих понятия сошлись в Шолохов-центре (филиал Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова) на выставке африканской скульптуры и масок из коллекции известного фотографа Эдди Новарро.

1-1

Как рассказала директор Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова Ольга Анистратенко, сотрудники музея увидели в Поленово эту коллекцию, были ею очарованы и загорелись желанием показать ее в Ростове-на-Дону. А выставки искусства «черного континента» в донской столице уже не было так давно, что и вспомнить никто не смог на открытии этой выставки, была ли у нее предшественница вообще. Если и была, то, уверена Ольга Анистратенко, коллекция такого уровня искусства стран Центральной Африки на юге страны представляется впервые.

3-1

Эдди Новарро известен своими фотопортретами известных политиков и артистов, поэтов, художников, но помимо этого его знали как человека, влюбленного в Африку. Он много путешествовал по этому континенту и собрал уникальную коллекцию, ярко отражающую самобытность африканского искусства.

2-1

После смерти фотографа в 2003 году его вдова Татьяна передала коллекцию на хранение в Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова (находится в Тульской области), пояснила Надежда Баева, заведующая восточным отделом музея-заповедника «Поленово». Женщина училась в Москве в школе имени Поленова и в память о своих школьных годах и передала коллекцию в музей его имени.

Сам Василий Поленов, поселившись в собственным доме на Оке, в комнатах первого этажа открыл домашний музей, представив все, что было собрано представителями четырех поколений своей семьи. И там было немного Египта, немного Греции, немного Европы и Востока — всего искусства понемножку. Так что африканское искусство оказалось музею не чуждо.

4-1

Коллекция Эдди Новарро уже показана в нескольких музеях России. И хотя мы не знаем, из какой страны происхождением каждая скульптура, сказала Надежда Баева, но ясно только одно: эти деревянные изображения не несут агрессии. В свое время они защищали дома, были символами плодородия и материнства, то есть, всего того, что есть лучшего на Земле.