Греческая свадьба

греческая свадьба

Греческая свадьба - с сайта worldtourizm.ru

Среди представителей многих народов, проживающих на Дону, греки — долгожители. О том, как проходит такое значимое событие в жизни грека, как свадьба (а проживают в Ростовской области потомки понтийских греков, выходцев из Малой Азии), «Живому Ростову» рассказали в ростовской региональной общественной организации «Культурно-просветительское общество донских и приазовских греков «Танаис».

Знакомство

По словам Мелины Леоновой, возглавляющей общество «Танаис», если молодые люди и знакомились до свадьбы, то, в основном, в тайне от родителей.

свадьба-понтийских-греков-ч

Свадьба понтийских греков. Фото предоставлено культурно-просветительским обществом донских и приазовских греков «Танаис»

Когда молодой человек говорил родителям о том, что хочет жениться, у него спрашивали: «На ком?» Материальное или социальное положение девушки играло роль далеко не всегда, решающим моментом выступало следующее — родовитая семья невесты или нет: то есть, какими доблестями или известными представителями славится.

Если сватовство происходило в одной деревне, то большое значение играло образование людей, составляющих этот род. И если молодому человеку-инженеру понравилась девушка-медик, этот случай даже не обсуждался: не отдали бы ее за инженера никогда. Ее мог засватать только доктор или юрист. В 1970-80-х годах в селениях понтийских греков Цалкского района Грузии (80 км от Тбилиси), населенного, в основном, греками, выходила газета «Ленинский путь», в которой сообщалось, что этот район занимает первое место в СССР по числу профессионально образованных людей на душу населения.

Одним из основных регионов с компактно проживающим греческим населением бывшего СССР был Цалкский район Грузии. Этот регион, расположенный на юге Грузии с административным центром в городе Цалка, стал заселяться греками с 20-х годов ХIХ века. До 90-х годов ХХ века как сам районный центр, так и большинство селений, были заселены преимущественно греками из континентального Понта. В начале ХХ века и в период геноцида греков Понта (1916–1923) в Цалкский район переселились и жители приморского Понта.

Подрастающие в семьях дети просто не имели права не выбрать себе учебное заведение, где будут получать профессию. И родители делали все возможное и невозможное для учебы детей.

Цалка — это «грузинская Сибирь», весьма суровые условия жизни, потому все невестки были очень работящими: на них были и сад, и огород. Но если девушка была доктором, в огород ее никто отправить не мог — в противном случае свекровь пристыдили бы соседи. Такое же отношение было и к юристам, а вот инженеру в огороде, смеется Мелина Пантелеевна — самое место.

Сватовство

Обычно в одном селе все друг друга знали, но если свататься приезжали из другого села или из города, первое, что спрашивали: «Молодой человек крещеный?» Положительный ответ необходимо было подкрепить соответствующим документом: словам не верили. Раньше грек мог жениться только на гречанке, сегодня нравы не столь суровые, потому спрашивают: «Православный?» И это обязательное условие для брака и нынче.

Для сватовства для начала выбирался какой-нибудь именитый родственник, которому не могли бы отказать. То есть, вперед сватов шел «парламентер», кто мог заручиться согласием на сватовство. А его могло и не быть. Мелина Леонова приводит пример своей мамы Розы Федоровны, которую сватали три раза. На четвертый раз в дело вмешалась бабушка, заявив, что жених трепетно относится к матери, а потому можно ожидать и такого же отношения к жене. И дед, говорит Мелина Пантелеевна, подобрел.

Парламентерам никогда не говорили, мол, пусть приходят сваты, отдадим невесту. Говорили: «Пусть приходят — посмотрим». Когда в дом невесты родители жениха приходили на сватовство, сам жених не имел право войти с ними в дом до получения согласия. Гостей особо не кормили, но на столе должно было стоять вино, которое приносили сваты.

Раньше родителям жениха даже «нет» могли не сказать: ближе к нашим временам все-таки определенный ответ звучал. Если жених по рассказам нравился, то ему предлагали войти в дом. На внешность внимания не обращали. Если сватовство было ожидаемым, и все приходили к согласию, отец невесты говорил: «Подавайте хлеб».

Накрывался стол, выставлялась выходная посуда, украшались бокалы: в Цалке на бокал невесты укладывалась плитка шоколада, на нее — красное яблоко. На бокале жениха яблоко могло быть и зеленого цвета. Будущая жена отдавала свой бокал свекру.

Свадьба

Молодые могли ходить засватанными и год: это была проверка будущей семьи на прочность. Да и посты тогда соблюдались строго. Бывало, некоторые долго оставались без свадьбы: к примеру, умирал родственник, и 40 дней браком сочетаться тоже было нельзя. Но засватанным молодым людям разрешалось ходить друг к другу в гости.

За невестой обязательно должно быть приданое, чему уделяли большое внимание. За год его и успевали сделать: матрас и одеяла из шерсти, постельное белье. Приданое оценивала вся деревня и долго ее жители обсуждали, «сколько чего было за невестой».

На свадьбу обычно приглашалась вся деревня. Вообще-то свадьбы были две. Обязательно свадьба девочек (в России бы сказали «девичник»). Она могла быть просто домашним вечером, приглашались самые близкие. Состоятельные семьи накрывали для девушек такой же стол, как и в доме жениха.

Большое значение придавалось тому, кто становился крестным отцом жениха. К нему отправлялись перед тем, как идти в дом к жениху — с иконой и свечами. Погасив их, крестный отец хранил их до рождения первенца. То есть, в дар приносились свечи для крещения ребенка, которого еще нет. С музыкой забирали из дома крестного отца, возвращались в дом жениха, а потом с дарами ехали в дом невесты.

Обязательно в дом невесты приносили семь хлебов (типа праздничной булочки с начинкой). Игра в «выкуп» невесты также была обязательной. После него девушки-подруги заходили к невесте и начинался обряд ее одевания под песни.

греческая-свадьба1-1

Современная греческая свадьба. Фото - с сайта beleontours.com

Когда жених и невеста выходили из дома, их осыпали монетами, зерном, конфетами: приносила их с собой будущая свекровь. При выходе из дома будущая теща выбирала красивых девушек со стороны жениха и вручала им подарки — украшенные тарелки как символ-пожелание выйти замуж. Танцуя с тарелками, девушки сопровождали невесту при выходе из дома.

Потом все отправлялись в часовню (в деревне) и совершалось таинство венчания, ЗАГС особо никто не жаловал, зайти туда можно было и попозже. По выходу из часовни гостям вручаются сувениры (бумбунеры) со свадебными конфетами.

В Греции до сих пор в обычае девушкам не принято брать фамилию мужа, они оставляют себе фамилию отца.

При входе в дом уже мужа уже жена должна была разбить каблуком тарелку. Существовало поверье, что чем меньше при этом получалось осколков, тем больше у молодых будет счастья. Если было тепло, на свежем воздухе ставили шатры, если нет — то свадьбу играли в больших нежилых помещениях. Обычно свадьбу играли осенью, когда после продажи урожая или приезда с заработков появлялись деньги.

Застолье по обычаю вел тамада: тосты следовали строго одни за другими сообразно традиции. В разгар свадьбы крестный отец приглашал невесту на танец, в ходе которой ее одаривал, как правило, золотом. Когда крестный отец подавал знак, вся родня жениха — опять же в танце! — преподносила невесте свои подарки.

Если состоятельная семья делала свадьбу невесте, то точно также в танце на ней одаривался жених.

В Цалке греки жили так бедно, что в будние дни мясо подавали только гостям. На свадьбе мясные блюда стояли на столе обязательно. Но все, что касалось тяжелой работы по приготовлению еды, женщины не касалось. Мужчины также накрывали на стол и убирали со стола, что, например, в Ессентуках можно наблюдать до сих пор.

На утро гостям подавался похмельный суп — хаш (по сути, жидкий холодец). Его также готовили мужчины.

Молодые после свадьбы, как правило, жили с родителями. Бывало, правда, редко, девушку возвращали в ее семью обратно. Ей в этом случае приходилось уезжать из деревни, возвращаясь лет через 10–15, не раньше.

И еще одно важное обстоятельство: и сегодня без благословения никто замуж не пойдет. Эта традиция соблюдается четко.

Греки в мире

11 млн человек (в основном, греков) проживает в самой Греции, 10 млн — за ее пределами. Самые многочисленные диаспоры — в Австралии и в США (три млн). Ежегодно 25 марта на 5-й авеню в Нью-Йорке проходит парад греков в честь независимости Греции: в 2015-м его возглавлял Иван Саввиди. И если не у всех понтийских греков сохранился греческий язык (целые деревни, выехав из Турции, говорили на турецком), то эти греки сохранили свои традиции и язык в целостности и сохранности. Так что фильм «Моя большая греческая свадьба» вовсе не придуман, а практически самая что ни на есть правда.