Наследие Мастера
В Ростовском областном музее изобразительных искусств заканчивает работу выставка-публикация, посвященная 175-летию со дня рождения великого русского живописца Ильи Репина. О том, как его работы оказались в ростовском музее и кто те персонажи, которых художник изобразил на портретах, автор этих строк беседовала с искусствоведом, куратором выставки Галиной Долгушевой.
— Мы делаем такие выставки уже несколько лет, отмечая юбилейные даты художников, — сказала Галина Долгушева.- И выставляем для зрителей все те произведения юбиляра, которые имеются в фондах музея, а также ту информацию, которая имеется о нем и его работах на определенном этапе исследовательской работы.
Работы Репина появились в фондах еще до Великой Отечественной, когда РОМИИ не был самостоятельным музеем. Возможно, их в музей (с 1920-го — Донской областной музей искусства и древностей, с 1927-го — в составе краевого музея народов Северного Кавказа, с 1937-го — на правах отдела Ростовского областного музея краеведения) доставила комиссия в составе Мариэтты Шагинян, Евгения Лансаре и других, взявшихся собрать по оставленным состоятельными ростовчанами квартирам произведения искусства в 1920-м. А, возможно, в 1930-е они были переданы музею из центральных хранилищ страны с целью насытить коллекции в провинции произведениями искусства. Но так или иначе довоенная коллекция пострадала, поскольку была эвакуирована в Пятигорск, где была разграблена зашедшими туда всего на три дня оккупантами.
Но проходили в Ростове и выставки передвижников, которые устраивало Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств. Правда, в основном, они проводились в Новочеркасске, где жил Дубовской, член правления Товарищества, но и Ростову кое-что перепадало. Так что картины могли остаться в Ростове и с этих экспозиций.
Сегодня в фондах РОМИИ есть две живописных работы Ильи Репина — портрет актрисы Сазоновой и этюд к известнейшей композиции «Заседание Государственного Совета», они представлены на выставке помимо графических набросков и зарисовок. Здесь также можно познакомиться с портретами самого юбиляра: один из них выполнен сыном художника Юрием в 1912 году, и почти в это же время (1914) портрет своего учителя нарисовал уроженец Дона Илья Гринман.
Изящный и трогательный портрет актрисы Любови Сазоновой-Шуваловой (1899) Репин, замечательный портретист, скорее всего, писал для ее родителей — отца, известного в те времена в Санкт-Петербурге артиста драмы, и матери, фамилия которой, известной писательницы, была Смирнова. Актриса постигала азы профессии под руководством знаменитой Комиссаржевской. И хотя высот мастерства последней она не достигла, но прославилась исполнением ролей в пьесах Островского. Портрет Любови Николаевны написан в год ее дебюта на сцене.
Интересна и графика мастера, представленная на выставке. Так, графический эскиз персонажа знаменитой картины «Не ждали» говорит о том, что в центре композиции должна была быть женская фигура, а не мужская, как в окончательном варианте. Эскиз гравюры «Петр II на охоте» сделан для альбома «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Эту работу часто просят РОМИИ предоставить на разные выставки, что неудивительно: делать работы для этого альбома были приглашены лучшие художники того времени. А Репин был не только оставшимся в истории великим живописцем, но и прекрасным рисовальщиком.
В этом можно убедиться, посетив его юбилейную выставку в РОМИИ на Пушкинской, 115, в Ростове-на-Дону.