Особенные каникулы

воспитанники лагеря станции юнных натуралистов-min

Воспитанники лагеря станции юных натуралистов - все вместе

В Таганроге закончилась вторая смена городского детского лагеря, работавшего на базе станции юных натуралистов. И ничего бы в этом не было необычного, если бы не был этот лагерь инклюзивным: особенные дети здесь отдыхали и познавали флору и фауну родного края вместе с обычными ребятами.
Скромничает Ольга Львовна Морозова, начальник управления образования города: мол, пока рано еще делиться опытом — нет ни методик, ни разработанных программ. Но ведь прецедент-то создан: такой инклюзивный лагерь, как выяснилось, единственный в области.

занятие-min

Занятие с юными защитниками воды

Дети и рассада-min

Каждый кустик рассады имеет своего хозяина

С предложением организовать занятия в учреждениях дополнительного образования для ребят, имеющих ограничения по здоровью, в управление образования Таганрога обратились родители этих детей, рассказывает Ольга Львовна. Так появился образовательный центр «Дорогою добра» на базе общеобразовательной школы № 5, где ребята с педагогами Дворца детского творчества занимаются музыкой, разными видами прикладного искусства, изобразительным искусством.

А потом возникла идея организовать отдых особенных детей. До сих пор такие ребята проводили свои летние (и не только летние) каникулы в лечебно-оздоровительных учреждениях. А предложений отдохнуть там, где еще можно чему-либо поучиться, не было.

В Таганроге долго на такой эксперимент не решались: нужно было организовать смену режимов учебных занятий и отдыха, режим питания — словом, много еще чего. Но в прошлом году после встречи представителей управлений соцзащиты и образования с родителями было решено попробовать такой отдых организовать.

Эколого-биологический лагерь на базе станции юных натуралистов востребован и у обычных детей, а особенно — у их родителей: записаться в этот лагерь невозможно уже в марте. Еще бы: на задворках старейшего в области городского парка культуры имени Горького существует замечательный зеленый уголок, где делянки с лечебными травами соседствуют с огородными грядками, а роскошные фруктовые деревья — с не менее роскошными клумбами. И все это посажено и выращено детьми и их педагогами.

В прошлом году первые два-три дня особенные ребята проводили время в лагере с родителями, потом выяснилось, что педагоги справляются, и помощь родителей не нужна. Это был особый отряд в смене, которая длилась 21 календарный день.

В этом году, когда подошла пора первой смены, выяснилось, что многие родители хотели бы, чтобы их ребята занимались декоративно-прикладным творчеством. Потому отряд для особенных детей в июне работал на базе Дворца детского технического творчества. Остались довольны этой сменой и дети, и родители: так, папы и мамы утверждали, что их дети получили навыки работы руками за смену больше, чем за год.

Те же 10 ребят, кто хотел побывать в лагере юных натуралистов, дождались смены второй и пришли на станцию юннатов. Была в этой смене и обычная развлекательная программа в виде походов в бассейн, в кино и в музеи. Посещали ребята и конно-спортивную школу с ее адаптивным отделением.

Татьяна Беленко, директор станции юных натуралистов с удовольствием демонстрировала небольшой бассейн с черепахами. По ее словам, на станции проживают еще и кролики, есть и аквариум с тритонами. Общение с этими живыми существами всегда приводит детей в восторг. Вся же работа команд-отрядов проходит на «станциях», расположенных и в кабинетах и на открытом воздухе. Кто постарше — защитниками природы и защитниками воды называются, кто помладше — юными эколятами. На станции «В гостях у братьев младших» ребята отвечали на вопросы об особенностях представителей животного мира донского края, на станции «Природное богатство» — на вопросы о растительном мире.

Известно, что о время пребывания в Таганроге Александр Первый заложил аптечный сад с лечебными травами. «Вот мы и решили возродить хотя бы часть его», — рассказывала Татьяна Беленко, показывая на аккуратные земельные квадраты, на которых цвел зверобой и благоухали кустики мелиссы, зеленела мята и протягивал посетителям свои стебли лечебный шалфей. По словам Татьяны Анатольевны, и в этой работе принимали участие дети с особенностями развития. Работа руками у них получалась отлично, так, может быть, кто-то из них захочет и дальше заниматься этим делом, надеется директор станции. Работа по созданию аптекарского сада в прошлом году была удостоена диплома ВДНХ на конкурс юных натуралистов.

На столе в беседке стоял ящик с огуречной рассадой, у каждого кустика которой была табличка с именем юного агронома. Педагог Карина Дамирчари объяснила, что стаканчики с рассадой дети заберут домой и на балконах у себя посадят с тем, чтобы по осени получить урожай, выращенный своими руками. А что может быть лучше для родителей, чем видеть своего ребенка в деле, в том числе и в том, которому обучили его в инклюзивном лагере.