Тимофей Теряев: мужество таланта
На открытии выставки в Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской, посвященной 100-летию легендарного донского художника Тимофея Федоровича Теряева, случайных людей не было. А сама выставка так и называется «Теряев».
Пришли друзья, знакомые, ученики. Пришли и два директора Ростовского областного музея изобразительных искусств — Светлана Крузе, директор нынешний, и директор бывший — Галина Скопцова. А теплые слова о мастерстве художника Юлии Рудницкой, также бывшей директором РОМИИ, зачитала заведующая МСИИД Марина Приходько.
Сама выставка — это совместный проект музея и ростовского коллекционера Александра Стрелецкого, посвященный вековому юбилею художника. Александр признался, что при жизни Теряева близко познакомиться с Тимофеем Федоровичем ему не удалось, да и само творчество мастера не очень-то произвело на него впечатление. И только с годами он стал понимать всю глубину работ того, кто еще при жизни славился очень строгим подходом к своему делу.
— Он мог просто разорвать свою работу, считая ее неудачной, — вспоминала Светлана Крузе. — А когда ему говорили, что он напрасно так поступает, он отвечал, мол, сейчас этого не понимаете. Поймете позже.
По словам Галины Скопцовой, лишь на первый взгляд кажется, что работы Теряева просты, но за этой кажущейся простотой стоит огромный труд. Художник нашел свой неподражаемый стиль (столь близкий к стилю «суровому»), отражающий эпоху. Сегодня его работы хранятся в РОМИИ и МСИИДе, в Таганрогском художественном музее.
Есть что вспомнить о мастере и автору этих строк, побывавшей в мастерской художника в 1990-е. Тогда он встретил журналиста весьма колкими словами. Но они как-то не воспринимались всерьез. Тем более, что вскоре Тимофей Федорович, увидев искренний интерес к своим работам, подобрел и стало казаться, что знаешь его давно-давно. Запомнился его внешний вид: ноги в валенках (в мастерской на Университетском тогда с отоплением были проблемы), ватник, в котором можно видеть Теряева и на одном из его автопортретов, представленных на выставке. И еще запомнились его руки — большие и крепкие, руки настоящего русского мастерового. И так отрадно было видеть на выставке фотопортрет мастера работы Карпа Пашиньяна, на котором этот фотохудожник также сделал акцент на руках мастера.
Да не покажется странным тот факт, что Теряев, уроженец села Галич Орловской губернии, отслуживший 15 лет в армии, профессиональное образование получал в Ереванском художественно-театральном институте, а потом навсегда связал свою жизнь с донской землей. Он писал ее людей — девушек и юношей, известных творческих личностей (писателя Марка Капшицера, поэта Николая Скребова, искусствоведа Галину Головкину), так и тогда еще известного лишь в узком кругу филолога Дмитрия Пэна. Известны его потрясающие портреты и классиков — Рембранта и Достоевского.
Со дня смерти художника прошло более 18 лет, но интерес к творчеству Тимофея Федоровича не утихает. Возможно, и сбудутся надежды его собрата по искусству Авдея Тер-Оганяна, сказавшего: «Теряеву место в Третьяковке…»
Соглашаться с этим или нет, любой посетитель музея сможет определиться сам: выставка «Теряев» в Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (Шаумяна, 51) будет работать до 18 августа.